Сюжеты

РЕЖИССЕРЫ БЕЗ ФИЛЬМОВ И ФИЛЬМЫ БЕЗ РЕЖИССЕРОВ

Этот материал вышел в № 12 от 18 Февраля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Промежуточный финиш «Оскара» В череде остановок конкурсного киномарафона США объявление номинантов на соискание наград Киноакадемии отличается подчеркнутым аскетизмом. Никаких красных ковров и смокингов, оркестров и шампанского —...


Промежуточный финиш «Оскара»
       
       В череде остановок конкурсного киномарафона США объявление номинантов на соискание наград Киноакадемии отличается подчеркнутым аскетизмом. Никаких красных ковров и смокингов, оркестров и шампанского — объявление происходит быстро и деловито. Если учесть, что перечисление номинантов производится в пять тридцать утра — для того, чтобы информация успела попасть в Европу и на Восточное побережье страны, — то станет окончательно ясно, что праздником здесь и не пахнет. Тем более в этом году — меры безопасности, предпринятые в связи с непрекращающейся угрозой террористических атак, привнесли в и без того неяркую церемонию сильный привкус карантина.
       Однако все это искупалось интригой. Отсутствующий блеск заменялся напряженностью, а ярмарка тщеславия — более плодотворными оценками шансов на приближение к Олимпу.
       Список соискателей на награды Киноакадемии по десяти из 24 категорий зачитали в присутствии 400 представителей средств массовой информации новый президент академии Фрэнк Пирсон и актриса Марша Гей Харден, получившая в прошлом году «Оскара» за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Поллок».
       Пишущая братия вкупе с представителями киностудий, обычно сопровождающая оглашение каждого имени аплодисментами и свистом, на этот раз хранила полное молчание. Сюрпризов (они же скандалы) почти не было — лидеры оскаровской гонки определились уже довольно давно, а вручение наград Ассоциации зарубежных критиков Голливуда («Золотой Глобус») только закрепило предположения, гулявшие в киномире. Как выяснилось, предпочтения киноакадемиков немногим отличались от оценок зарубежных критиков .
       Впрочем, одно существенное отличие все же было. Фильм «Властелин Колец»: «Братство Кольца» (режиссер Питер Джексон) не получил ни одного «Золотого Глобуса», но зато собрал целых тринадцать номинаций на «Оскара», что вывело его на третье место за всю историю вручения наград академии (первое и второе поделили «Все о Еве» и «Титаник» — по 14 номинациям).
       «Блестящий разум» режиссера Рона Ховарда задолго до номинаций стал фаворитом, и его появление в списке лучших не выглядело никаким сюрпризом. Сам Ховард, которого поголовно обожает все американское население за его давнишнюю роль в ситкоме «Славные деньки», номинирован как лучший постановщик, а Рассел Кроу и Дженнифер Коннели — как актеры главной мужской и вспомогательной женской ролей. Это третья подряд номинация Кроу, и если он получит в этом году «Оскара» во второй раз, сразу же после роли в «Гладиаторе», то войдет в немногочисленный элитный клуб «бесперерывных завоевателей» и окажется в компании Спенсера Трейси, Кэтрин Хепберн, Джейсона Робардса и Тома Хенка. В целом фильм выдвинут по 8 категориям.
       Возвращение в большое кино живого классика Роберта Олтмена, поставившего замечательную тонкую комедию «Госфорд Парк» (7 номинаций), пикирующуюся с агатокристинскими сериалами, стало удачей не только для него, но и сразу для двух превосходных актрис: Мэгги Смит и Хелен Миррен будут конкурировать в номинации лучшей женской роли второго плана.
       Кажется естественным, что выдвижение в категории «Лучший фильм» должно сопровождаться и выдвижением за лучшую режиссуру — кино само себя вроде бы ставить еще не умеет. Однако сразу два номинанта среди лучших фильмов потеряли в пути своих постановщиков. Картина достаточно странная — в обоих фильмах постановочный элемент был очень отчетливым.
       «Мулен Руж» знаменовал симптоматичный возврат — после долгого, заметим, перерыва — мюзикла. Восемь номинаций, среди которых и выдвижение Николь Кидман за лучшую главную роль, прозвучали вполне внушительным приветствием этому возвращению, но праздник остался без Бэза Лурмена. То же произошло и с глубокой драмой «В спальне». Пять номинаций, в том числе за лучшие главные роли — мужскую (один из самых занятых англо-американских актеров Том Уилкинсон) и женскую («оскароноска» Сисси Спейсек), но без режиссера.
       Другой парадокс — два номинированных в категории «Лучшая режиссура» постановщика оказались в списке без своих картин: Дэвид Линч («Малхолланд Драйв») и Ридли Скотт («Падающий черный ястреб»). Будем надеяться, что на этот раз Скотт получит своего «Оскара», в прошлом году его обошли, хотя его «Гладиатор» получил все возможные призы.
       Очень порадовало номинирование в трех категориях серьезного малобюджетного фильма «Айрис» (в постановке превосходного английского театрального режиссера Ричарда Эйра) о жизни английской писательницы Айрис Мердок. Леди Джуди Дэнч выдвинута в категории «Лучшая женская роль» за исполнение роли состарившейся Айрис, а ее соотечественница Кейт Уинслет — во вспомогательной категории за воплощение ее юной. Если для обеих актрис это не первая их оскаровская номинация, то Джим Бродбент в роли мужа Мердок выдвигается впервые.
       Самым титулованным в списке номинантов оказался композитор Джон Уильямс, выдвигающийся уже в сорок первый раз. За всю историю его обошли только два человека: Уолт Дисней (64 номинации) и Альфред Ньюмен (45).
       И наконец, в номинации «Лучший иностранный фильм» лидирует, конечно, «Амели». Интересная подробность — это рекордная 32-я оскаровская номинация для французских фильмов, ни одна страна не получала такого количества призов (9) и выдвижений на «Оскар». С «Амели» конкурируют «Эллинг» (Норвегия), «Лагаан» (Индия), «Ничейная земля» (Босния) и «Сын невесты» (Аргентина).
       

       член Американской киноассоциации, Лос-Анджелес

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera