Сюжеты

СУТЬ ЛИНЧА

Этот материал вышел в № 13 от 21 Февраля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Недавно в Москве прошел маленький кинофестиваль с самоуверенным названием «Большие кинОМаневры». Главное событие фестиваля — особо ревностные киноманы смогли посмотреть последнюю работу Дэвида Линча — фильм «Малхолланд-драйв» (Mulholland...


       
       Недавно в Москве прошел маленький кинофестиваль с самоуверенным названием «Большие кинОМаневры». Главное событие фестиваля — особо ревностные киноманы смогли посмотреть последнюю работу Дэвида Линча — фильм «Малхолланд-драйв» (Mulholland Dr.)
       
       Картины американского режиссера Линча запросто можно описать известной гессевской фразой: «Магический театр – только для сумасшедших – плата за вход – разум». На театре в последнем творении злобного шутника все и строится. На сей раз Линч поведал миру сагу об аттракционе «американское искусство кино». Просто взял и перекинул зрителя в пекло голливудской киноиндустрии.
       Фабула фильма проста, объекты внимания типичны — известные режиссеры и актрисы всех мастей: начинающие, неудавшиеся и знаменитые. Антураж соответствует самому богатому району Голливуда (до которого можно добраться по шоссе «Mалхолланд-драйв»): закулисные интриги, бизнес-махинации, заказные убийства, несбывшиеся и сбывшиеся мечты, лесбийская любовь, выгодные браки, супружеская измена и престарелые богатые американцы – вечные улыбчиво-морщинистые символы респектабельных областей Америки вроде Калифорнии или Флориды.
       Но Линч был бы мелок, если бы остановился на простой демонстрации голливудской реальности. Прежде чем понять, что говорит он как раз об этом о самом, надо разобраться с превеликим множеством линчевских «заморочек». Режиссер поставил над зрителем такой эксперимент, что подопытные после сеанса искренне интересовались друг у друга: хотел ли вообще Линч что-то сказать своим фильмом или просто набросал на кинопленку кучу эффектных картинок.
       Фильм начинается и заканчивается fast food'ом. С чем еще можно ассоциировать массовое американское кино, как не с системой быстрого питания?
       Свою игру маэстро начал с главного чуда голубого экрана – возможности перевоплощения, а именно способности одного человека (актера) попробовать себя в разных ситуациях (ролях). Для этого Линч разбил сюжет фильма на три равные части, в которых заставил актеров меняться ролями.
       Если разгадать этот ребус (а ответы у Линча на поверхности не лежат), то все остальное разложится правильно и красиво — как идеально просчитанный пасьянс.
       Особо наблюдательные отметят, что лицо светской дамы Коко – один в один физиономия карлика из предыдущих фильмов Линча «Шоссе в никуда» и «Синего бархата». Видимо, Линч решил сделать гадливого уродца своей визитной карточкой, что вполне в его духе. Хотя, судя по «Малхолланд-драйв», режиссер стал спокойнее, величавее и вообще приближается к мудрости. Линч больше не пугает из-за угла, не наводит лишней суеты; он завораживает, притягивает, дает присмотреться, а потом повергает в шок. Набрасывается на зрителя, как на беспомощного щенка, — и методично расправляется со своей жертвой.
       Скоро последний фильм Линча покажут у нас на широких экранах.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera