Сюжеты

ОСТАНОВИСЬ, МИГ ПОЛНОГО ЧИСЛОВОГО РАВНОДЕНСТВИЯ, ТЫ ПРЕКРАСЕН...

Этот материал вышел в № 13 от 21 Февраля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

20 февраля 2002 г. в 20 часов 02 минуты нам дано было ощутить мгновение, которое было как-то особенно прекрасно и удивительно: 20.02. 2002 20.02. Раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью:...


20 февраля 2002 г. в 20 часов 02 минуты нам дано было ощутить мгновение, которое было как-то особенно прекрасно и удивительно: 20.02. 2002 20.02.

       Раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? что такое симметрия? ... Разве во всем в жизни симметрия?
       Лев Толстой «Отрочество»

       Что вы, любезный читатель, делали вчера, в среду вечером, где-то после восьми, точнее — в восемь часов две минуты? О чем думали? Что вспоминали? Не ощутили ли чего-то особенного?
       Нет, это не журналистское и тем более не милицейское расследование. Просто именно вчера, 20 февраля 2002 г. в 20 часов 02 минуты, нам дано было ощутить мгновение, которое было как-то особенно прекрасно и удивительно: 20.02 2002 20.02.
       Посмотрите, сколько в этой записи, в этом миге, в этом числовом палиндроме, в этом палиндроме времени красоты и симметрии! Я назвал это мгновение мигом полного числового равноденствия. Кстати, следующий такой миг полного числового и временного равноденствия будет... через сто с лишним лет, в 21 час 12 мин. 21 декабря 2112 года (21.12 2112 21.12). Так что никому из нас, увы, не суждено пережить еще раз что-либо подобное.
       А уж когда был предыдущий миг, даже страшно подумать.
       
       Конечно, к магии чисел, к магии времени можно относиться по-разному. Но не забылась еще та особая новогодняя ночь, когда весь мир с восторгом наблюдал, как под оглушительные пиротехнические затеи три нуля разом сменили три девятки предыдущего года, а двойка – единицу, как 1999 год превращался в двухтысячный, в 2000... И разве не задерживаешься на мгновение, завороженно вглядываясь в дату, проставленную под самым заурядным письмом или справкой, если это дата, например, 01.01.01? Или уж совсем недавняя — 2 февраля этого года: 02.02.02.
       И разве не кажется, что под такой датой могли, должны были быть написаны не наши привычные, банальные, канцелярские, а какие-то совсем другие мысли и слова?
       
       Вот почему вчера именно в 20.02 я позвал всех в в клуб «Проект О.Г.И», где мы отметили миг полного числового равноденствия. И не только, разумеется, немедленно выпили, как завещал нам великий Веничка Ерофеев, но и открыли Второй фестиваль палиндромов (первый, естественно, прошел в 1991 году).
       Палиндром — это из греческого: возвращающийся, бегущий назад. А у нас их называли еще перевертнями. И сами эти слова, строки, которые читаются одинаково с начала и с конца, известны еще со времен античности, и во всех языках, странах и эпохах находили люди в палиндромах, в буквенных и словесных симметриях не только изощренную лингвистическую игру, но и магию, и колдовство, и совершенство...
       А это уже не из Древней Греции, а из собственного детства: удивительная фраза, диктант, которой Мальвина предложила Буратино: А роза упала на лапу Азора. Справа налево по буквам прочитывается точно так же, и это завораживало, хотя и не совсем понятно было, кто этот загадочный Азор и откуда ему на лапу свалилась роза. Наверное, пес и вазу хвостом смахнул. Да и не все ли равно, если такая магия, такая красота и симметрия? Кстати, этот палиндром про Азора молва приписывает поэту Афанасию Фету.
       Палиндромы сочиняли многие — от Гаврилы Державина до Андрея Вознесенского, у Велимира Хлебникова есть целая поэма, каждая строка которой — палиндром (Кони. Топот. Инок...) А есть и анонимные, но не менее красивые: Аргентина манит негра, например.
       Вообще, есть ли у палиндрома автор или это некий медиум, транслятор, передающий нам симметрию, красоту, скрывающуюся в букве, в слове, в числе, в мире?
       Ответ не очевиден.
       Может, поэтому в советские времена так не любили палиндромы и другие словесные симметрии, редко и неохотно печатали, противясь спрятанному в этих словесных вывертах не только ощущению игры и колдовства, но и другой степени свободы.
       А в девяностых палиндромы и все словесные игры расцвели в перестроечной кутерьме, их стали печатать не только в специальных книгах, но даже в газетах. В О.Г.И. вчера даже представили целую «Антологию палиндромов и комбинаторной поэзии», составленную Германом Лукомниковым, Сергеем Фединым при участии Дмитрия Авалиани. Там не только палиндромы, но всяческие словесные симметрии и игры: анаграммы, метаграммы, равнобуквицы, логогрифы, листовертни и др.
       Нашел там и самый запомнившийся мне палиндром с первого фестиваля палиндромов в 1991 году: Чту путч.
       
       Между прочим, не каждому человеку выпадает прожить хотя бы один палиндромный год, а уж тем более два — 1991-й и 2002-й. Ведь предыдущий был в 1881-м, а следующий — в 2112-м. А уж миг полного числового равноденствия, палиндромный миг 20.02 2002 20.02, приходит и того реже...
       Мы торжественно закопали вчера капсулу с посланием участникам следующего мига полного числового равноденствия, который настанет, как уже было сказано, в 2112 году, 21 декабря в 21 час 12 минут, то бишь 21.12 2112 21.12.
       И тут я вдруг вспомнил, как примерно в возрасте толстовского Николеньки, даже чуть пораньше, случайно поставил кляксу на тетрадный лист и, чтоб не замараться, сложил листок пополам — кляксой внутрь. И вдруг почему-то снова развернул листок и увидел, как заурядная клякса, симметрично отразившись, преобразилась... Это была уже совсем не клякса, а фантастический цветок, бабочка, красота...
       Уж не та ли, что спасет мир?
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera