Сюжеты

ОСТАНОВИСЬ, МИГ ПОЛНОГО ЧИСЛОВОГО РАВНОДЕНСТВИЯ, ТЫ ПРЕКРАСЕН...

Этот материал вышел в № 13 от 21 Февраля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

20 февраля 2002 г. в 20 часов 02 минуты нам дано было ощутить мгновение, которое было как-то особенно прекрасно и удивительно: 20.02. 2002 20.02. Раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью:...


20 февраля 2002 г. в 20 часов 02 минуты нам дано было ощутить мгновение, которое было как-то особенно прекрасно и удивительно: 20.02. 2002 20.02.

       Раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? что такое симметрия? ... Разве во всем в жизни симметрия?
       Лев Толстой «Отрочество»

       Что вы, любезный читатель, делали вчера, в среду вечером, где-то после восьми, точнее — в восемь часов две минуты? О чем думали? Что вспоминали? Не ощутили ли чего-то особенного?
       Нет, это не журналистское и тем более не милицейское расследование. Просто именно вчера, 20 февраля 2002 г. в 20 часов 02 минуты, нам дано было ощутить мгновение, которое было как-то особенно прекрасно и удивительно: 20.02 2002 20.02.
       Посмотрите, сколько в этой записи, в этом миге, в этом числовом палиндроме, в этом палиндроме времени красоты и симметрии! Я назвал это мгновение мигом полного числового равноденствия. Кстати, следующий такой миг полного числового и временного равноденствия будет... через сто с лишним лет, в 21 час 12 мин. 21 декабря 2112 года (21.12 2112 21.12). Так что никому из нас, увы, не суждено пережить еще раз что-либо подобное.
       А уж когда был предыдущий миг, даже страшно подумать.
       
       Конечно, к магии чисел, к магии времени можно относиться по-разному. Но не забылась еще та особая новогодняя ночь, когда весь мир с восторгом наблюдал, как под оглушительные пиротехнические затеи три нуля разом сменили три девятки предыдущего года, а двойка – единицу, как 1999 год превращался в двухтысячный, в 2000... И разве не задерживаешься на мгновение, завороженно вглядываясь в дату, проставленную под самым заурядным письмом или справкой, если это дата, например, 01.01.01? Или уж совсем недавняя — 2 февраля этого года: 02.02.02.
       И разве не кажется, что под такой датой могли, должны были быть написаны не наши привычные, банальные, канцелярские, а какие-то совсем другие мысли и слова?
       
       Вот почему вчера именно в 20.02 я позвал всех в в клуб «Проект О.Г.И», где мы отметили миг полного числового равноденствия. И не только, разумеется, немедленно выпили, как завещал нам великий Веничка Ерофеев, но и открыли Второй фестиваль палиндромов (первый, естественно, прошел в 1991 году).
       Палиндром — это из греческого: возвращающийся, бегущий назад. А у нас их называли еще перевертнями. И сами эти слова, строки, которые читаются одинаково с начала и с конца, известны еще со времен античности, и во всех языках, странах и эпохах находили люди в палиндромах, в буквенных и словесных симметриях не только изощренную лингвистическую игру, но и магию, и колдовство, и совершенство...
       А это уже не из Древней Греции, а из собственного детства: удивительная фраза, диктант, которой Мальвина предложила Буратино: А роза упала на лапу Азора. Справа налево по буквам прочитывается точно так же, и это завораживало, хотя и не совсем понятно было, кто этот загадочный Азор и откуда ему на лапу свалилась роза. Наверное, пес и вазу хвостом смахнул. Да и не все ли равно, если такая магия, такая красота и симметрия? Кстати, этот палиндром про Азора молва приписывает поэту Афанасию Фету.
       Палиндромы сочиняли многие — от Гаврилы Державина до Андрея Вознесенского, у Велимира Хлебникова есть целая поэма, каждая строка которой — палиндром (Кони. Топот. Инок...) А есть и анонимные, но не менее красивые: Аргентина манит негра, например.
       Вообще, есть ли у палиндрома автор или это некий медиум, транслятор, передающий нам симметрию, красоту, скрывающуюся в букве, в слове, в числе, в мире?
       Ответ не очевиден.
       Может, поэтому в советские времена так не любили палиндромы и другие словесные симметрии, редко и неохотно печатали, противясь спрятанному в этих словесных вывертах не только ощущению игры и колдовства, но и другой степени свободы.
       А в девяностых палиндромы и все словесные игры расцвели в перестроечной кутерьме, их стали печатать не только в специальных книгах, но даже в газетах. В О.Г.И. вчера даже представили целую «Антологию палиндромов и комбинаторной поэзии», составленную Германом Лукомниковым, Сергеем Фединым при участии Дмитрия Авалиани. Там не только палиндромы, но всяческие словесные симметрии и игры: анаграммы, метаграммы, равнобуквицы, логогрифы, листовертни и др.
       Нашел там и самый запомнившийся мне палиндром с первого фестиваля палиндромов в 1991 году: Чту путч.
       
       Между прочим, не каждому человеку выпадает прожить хотя бы один палиндромный год, а уж тем более два — 1991-й и 2002-й. Ведь предыдущий был в 1881-м, а следующий — в 2112-м. А уж миг полного числового равноденствия, палиндромный миг 20.02 2002 20.02, приходит и того реже...
       Мы торжественно закопали вчера капсулу с посланием участникам следующего мига полного числового равноденствия, который настанет, как уже было сказано, в 2112 году, 21 декабря в 21 час 12 минут, то бишь 21.12 2112 21.12.
       И тут я вдруг вспомнил, как примерно в возрасте толстовского Николеньки, даже чуть пораньше, случайно поставил кляксу на тетрадный лист и, чтоб не замараться, сложил листок пополам — кляксой внутрь. И вдруг почему-то снова развернул листок и увидел, как заурядная клякса, симметрично отразившись, преобразилась... Это была уже совсем не клякса, а фантастический цветок, бабочка, красота...
       Уж не та ли, что спасет мир?
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera