Сюжеты

ПОЧУВСТВУЕМ РАЗНИЦУ

Этот материал вышел в № 14 от 28 Февраля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Новый прибор для подсчета рейтингов телепрограмм может привести к переделу рынка телевизионной рекламы В жизни тех, кто засыпает и просыпается со словами «рейтинг» и «доля» на устах, грядут перемены. Телевизионный люд знает, насколько их...


Новый прибор для подсчета рейтингов телепрограмм может привести к переделу рынка телевизионной рекламы
       
       В жизни тех, кто засыпает и просыпается со словами «рейтинг» и «доля» на устах, грядут перемены. Телевизионный люд знает, насколько их собственное благополучие, нормальное существование их программ и их каналов зависит от малейшего колебания цифр, которые ежеутренне приносят им данные замеров телеаудитории, производимые компанией TNS/Gallup Media. До сей поры данные эти базируются на измерениях приборов, в телевизионном просторечии именуемых пиплметрами. Пиплметры – это приборы, внешне похожие на видеомагнитофоны. Устанавливаются они на каждый телевизор, который есть в семье, специальным образом отобранной, дабы точно отражать смотрение российского телесмотрящего в целом.
       Внедрение этих приборов на российский рынок в 1996 году уже произвело одну революцию и по сути стало началом цивилизованного подхода к процессу распределения рекламы между каналами. Но привязанные не к живому зрителю, имеющему обыкновение перемещаться в пространстве и поглощать информацию (вкупе с рекламой, за которую, собственно, и платят каналам) повсеместно, а к неподвижному ящику, пиплметры способны измерять только так называемое домашнее смотрение. А все, что мы смотрим за пределами отчего дома — в офисе, у друзей, на даче, в расчет не берется. И в этом одна из причин летних рейтинговых провалов (зритель на даче для рейтинга не зритель!) и как следствие того, что три теплых месяца мы вынуждены довольствоваться продуктом второй свежести, т.е. повторами.
       Еще сложнее обстоит дело с рейтингами радиостанций. Приборов, крепящихся к радиоприемникам, не изобрели, и все данные базируются на основе дневниковых панелей. Радиослушатели постфактум заносят в дневник, что и в какое время слушали. Несовершенство человеческой памяти вкупе с эмоциями по поводу услышанного не могут привести к абсолютно корректному результату.
       Но... Это долгожданное «но» может свершиться уже в этом году. Компания TNS/Gallup Media, являющаяся монополистом этого вида исследований в России, намерена внедрить на российский рынок телеметрии новый прибор, разработанный компанией Arbitron Inc. Прибор этот Portable People Meter (PPM), с виду похожий на пейджер, крепится на поясе и не требует от участника исследования ничего, кроме постоянного ношения и ежевечерней подзарядки, используемой также для передачи собранной информации на базу. Все, что вы слышите, будь то аудиоряд любой радиостанции или телеканала, автоматически фиксируется прибором везде — хоть в машине, хоть на даче, хоть за границей, если там ловится российский канал. Главное, чтобы каналы соответствующим образом кодировали свой звук.
       По словам директора по телевизионным исследованиям компании TNS/Gallup Media Александра Костюка, руководители ряда крупных каналов и радиостанций, в частности Константин Эрнст (ОРТ), Борис Йордан (НТВ), Сергей Архипов («Русская медиагруппа»), выразили готовность ввести необходимую систему кодирования.
       Разработавший РРМ Arbitron с 1949-го лидировал на рынке телеисследований в США, но в середине 90-х уступил позиции. Не смирившись с потерей первенства, Arbitron решил брать не числом, а умением и поставил на технологическое перевооружение. Тогда как разработанные конкурентами новые системы распознания изображения приводят к потере точности в 12% (что при миллиардных тратах на телевизионную рекламу в США погрешность недопустимая), работающий с кодированным звуком РРМ погрешностей не допускает.
       Начав его внедрение с американской провинции, Arbitron имеет все шансы в обозримом будущем обойти конкурентов и вернуть себе самый лакомый кусок — американский рынок. Тогда-то все другие рынки ему вряд ли будут нужны, поэтому так важно было успеть договориться, до того как... Компании TNS/Gallup Media это, кажется, удалось. Теперь России остается только переждать внутреннюю тээнэсовскую очередь на оснащение новыми приборами или, по давней российской традиции, проскочить вне очереди.
       Перевод всего российского рынка на РРМ упирается не столько в оснащение приборами, сколько в кодировку звука региональных теле- и радиокомпаний. Но Александр Костюк говорит, что, скорее всего, уже с начала следующего года в дополнение к существующей пиплметровой панели собирать данные зрительского предпочтения в Москве будут и 500 приборов РРМ. Почувствуем разницу?
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera