Сюжеты

НЕБЫЛЬ О «3 СТАКАНАХ»

Этот материал вышел в № 14 от 28 Февраля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В МОСХе открылась выставка «Абстрактное и реальное», где представлены работы 20 российских художников начиная с 50-х годов ХХ в. и до наших дней На протяжении своего более чем векового существования абстрактная живопись не стремилась...


В МОСХе открылась выставка «Абстрактное и реальное», где представлены работы 20 российских художников начиная с 50-х годов ХХ в. и до наших дней
       
       На протяжении своего более чем векового существования абстрактная живопись не стремилась оказаться вне традиции эстетики подобно дадаизму и не «спасала» современное искусство подобно сюрреализму.
       В СССР «постоянным местом жительства» абстракционизма было подполье, а идеология утверждала искусство демократичное, понятное широкому зрителю, — чтобы доступно было в определенных рамках и никакой самодеятельности. Но последняя-то как раз и процветала, о чем свидетельствует мосховская выставка «Абстрактное и реальное». Название само по себе предполагает некое противопоставление – вот вам абстракционизм, вот реализм, а теперь сравнивайте. Но тут как раз и поставлена ловушка – никаких объектов реализма на выставке вы не найдете, разве что самих себя – вот и противопоставляйте экспонатам.
       Последнее делать не рекомендуется. Гораздо интереснее увидеть в абстрактном реальное, т.е. представить предмет, изображенный абстрактным образом.
       Абстрактное искусство стремится максимально переосмыслить натуру, разрушить ее предметность.
       Например, Колейчук в «3 стаканах» двум «отказывает» в предметности (виртуальный объект, состоящий из вращающегося диска с одним настоящим стаканом и двумя выцарапанными кругами, в лучах света превращающимися в недостающие предметы). Тот же Колейчук создает «Мачту» — сооружение из полочек, соединенных леской, и «Реальное и виртуальное» — из вышеописанного материала. Со всем этим соседствуют деревянные спирали Субханулова, утрированно огромные, как и гротескные шурупы в работах А. Миронова.
       Помимо скульптуры, естественно, представлена живопись. Здесь и свойственное беспредметному искусству «мышление линиями» («геометрические» работы Наседкина, Кирцовой, Митурича), и неожиданно абстрактные полотна художников реализма (безупречная «Композиция из пятен» Никонова, утонченная «Черногория» В. Горяева). Кроме того, представлен металлозвукосинтезатор (автор Колейчук), из которого (синтезатора, а не Колейчука) можно извлекать ноты, по тревожности схожие с висящей рядом «Сигнальной живописью» Злотникова. Кстати, Кандинский упорно сближал абстрактное искусство с музыкой, и получался некий синтез изображения и звука...
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera