Сюжеты

НЕБЫЛЬ О «3 СТАКАНАХ»

Этот материал вышел в № 14 от 28 Февраля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

В МОСХе открылась выставка «Абстрактное и реальное», где представлены работы 20 российских художников начиная с 50-х годов ХХ в. и до наших дней На протяжении своего более чем векового существования абстрактная живопись не стремилась...


В МОСХе открылась выставка «Абстрактное и реальное», где представлены работы 20 российских художников начиная с 50-х годов ХХ в. и до наших дней
       
       На протяжении своего более чем векового существования абстрактная живопись не стремилась оказаться вне традиции эстетики подобно дадаизму и не «спасала» современное искусство подобно сюрреализму.
       В СССР «постоянным местом жительства» абстракционизма было подполье, а идеология утверждала искусство демократичное, понятное широкому зрителю, — чтобы доступно было в определенных рамках и никакой самодеятельности. Но последняя-то как раз и процветала, о чем свидетельствует мосховская выставка «Абстрактное и реальное». Название само по себе предполагает некое противопоставление – вот вам абстракционизм, вот реализм, а теперь сравнивайте. Но тут как раз и поставлена ловушка – никаких объектов реализма на выставке вы не найдете, разве что самих себя – вот и противопоставляйте экспонатам.
       Последнее делать не рекомендуется. Гораздо интереснее увидеть в абстрактном реальное, т.е. представить предмет, изображенный абстрактным образом.
       Абстрактное искусство стремится максимально переосмыслить натуру, разрушить ее предметность.
       Например, Колейчук в «3 стаканах» двум «отказывает» в предметности (виртуальный объект, состоящий из вращающегося диска с одним настоящим стаканом и двумя выцарапанными кругами, в лучах света превращающимися в недостающие предметы). Тот же Колейчук создает «Мачту» — сооружение из полочек, соединенных леской, и «Реальное и виртуальное» — из вышеописанного материала. Со всем этим соседствуют деревянные спирали Субханулова, утрированно огромные, как и гротескные шурупы в работах А. Миронова.
       Помимо скульптуры, естественно, представлена живопись. Здесь и свойственное беспредметному искусству «мышление линиями» («геометрические» работы Наседкина, Кирцовой, Митурича), и неожиданно абстрактные полотна художников реализма (безупречная «Композиция из пятен» Никонова, утонченная «Черногория» В. Горяева). Кроме того, представлен металлозвукосинтезатор (автор Колейчук), из которого (синтезатора, а не Колейчука) можно извлекать ноты, по тревожности схожие с висящей рядом «Сигнальной живописью» Злотникова. Кстати, Кандинский упорно сближал абстрактное искусство с музыкой, и получался некий синтез изображения и звука...
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera