Сюжеты

ЧЕЛОВЕК – СУЩЕСТВО ГОВОРЯЩЕЕ

Этот материал вышел в № 14 от 28 Февраля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

О своей методике обучения иностранным языкам рассказывает автор эмоционально-смыслового подхода профессор, научный руководитель Авторской школы Шехтера, член-корреспондент Академии гуманитарных исследований Игорь Юрьевич ШЕХТЕР Сегодня...


О своей методике обучения иностранным языкам рассказывает автор эмоционально-смыслового подхода профессор, научный руководитель Авторской школы Шехтера, член-корреспондент Академии гуманитарных исследований Игорь Юрьевич ШЕХТЕР
       
       Сегодня очень злободневно говорить об обучении иностранным языкам. Предлагаются разные методы для быстрого и успешного овладения ими. Однако необходимый результат достигается не всегда.
       Тормозом в обучении иностранным языкам, по моему мнению, во многом выступает то, что не учитывается принципиальная разница между устной и письменной речью в речевой практике живого человека. Дело в том, что когда человек говорит, то он впервые, в каждом отдельном случае по-своему, высказывает свою собственную мысль по тому или иному поводу, воплощенную в употребленных им словах, независимо от знания правил их употребления, фиксированных в строгих, жестких определениях грамматики или лексики. Этим и отмечено то достоинство homo sapiens, которое выражается в том, что он – говорящий человек и учить его говорить не следует, а следует поставить в те условия бытия, которые всем развитием рода человеческого предопределили его возможность говорить.
       Письменная же речь фиксирует уже готовые мысли, воплощенные в употребленных словах (высказываниях), ее удобнее анализировать, разбирать по косточкам, отсюда и упор в традиции на грамматический строй и правила. Но разве язык – это сумма правил? Человек говорит не потому, что знает грамматику того или иного языка, а потому что он как личность развивается и живет в социуме, в человеческом обществе, пользуясь и совершенствуя от природы данные ему возможности говорить, общаясь с другими людьми.
       Языковой материал в эмоционально-смысловом подходе предъявляется в виде высказываний на двух языках одновременно – на родном языке и на чужом.
       Основа занятий – речь в динамике событий, развитие речевой инициативы. Занятия скорее напоминают процесс общения на основе двуязычия – билингвизма. Пример ребенка, прошедшего через речевое освоение Картины мира, доказывает, что, находясь в атмосфере живого языка, связанного с действительностью, смыслом и переживанием, человеческий мозг способен воссоздать остов любого языка, не опираясь на формальное знание его законов. На занятии идет работа не с учеником, зубрящим слова, правила и темы, а с личностью, которой и является каждый человек. Поэтому и создается обстановка нормального, осмысленного общения в условиях меняющейся действительности. Постепенно люди начинают говорить, и говорить осмысленно. Пользуясь естественной устной речью, а не озвученной письменной.
       На занятиях обучающийся интересен окружающим как личность, и это помогает раскрыться, освободиться от страха сказать что-либо неправильно.
       Из этого не следует, что грамматика игнорируется как таковая, на первых порах речь только корректируется, грамматическое «причесывание» начинается со второго этапа и продолжается на третьем.
       При эмоционально-смысловом подходе чужому языку не обучаются, его осваивают, на что способен любой человек.
     

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera