Сюжеты

ЧЕЛОВЕК – СУЩЕСТВО ГОВОРЯЩЕЕ

Этот материал вышел в № 14 от 28 Февраля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

О своей методике обучения иностранным языкам рассказывает автор эмоционально-смыслового подхода профессор, научный руководитель Авторской школы Шехтера, член-корреспондент Академии гуманитарных исследований Игорь Юрьевич ШЕХТЕР Сегодня...


О своей методике обучения иностранным языкам рассказывает автор эмоционально-смыслового подхода профессор, научный руководитель Авторской школы Шехтера, член-корреспондент Академии гуманитарных исследований Игорь Юрьевич ШЕХТЕР
       
       Сегодня очень злободневно говорить об обучении иностранным языкам. Предлагаются разные методы для быстрого и успешного овладения ими. Однако необходимый результат достигается не всегда.
       Тормозом в обучении иностранным языкам, по моему мнению, во многом выступает то, что не учитывается принципиальная разница между устной и письменной речью в речевой практике живого человека. Дело в том, что когда человек говорит, то он впервые, в каждом отдельном случае по-своему, высказывает свою собственную мысль по тому или иному поводу, воплощенную в употребленных им словах, независимо от знания правил их употребления, фиксированных в строгих, жестких определениях грамматики или лексики. Этим и отмечено то достоинство homo sapiens, которое выражается в том, что он – говорящий человек и учить его говорить не следует, а следует поставить в те условия бытия, которые всем развитием рода человеческого предопределили его возможность говорить.
       Письменная же речь фиксирует уже готовые мысли, воплощенные в употребленных словах (высказываниях), ее удобнее анализировать, разбирать по косточкам, отсюда и упор в традиции на грамматический строй и правила. Но разве язык – это сумма правил? Человек говорит не потому, что знает грамматику того или иного языка, а потому что он как личность развивается и живет в социуме, в человеческом обществе, пользуясь и совершенствуя от природы данные ему возможности говорить, общаясь с другими людьми.
       Языковой материал в эмоционально-смысловом подходе предъявляется в виде высказываний на двух языках одновременно – на родном языке и на чужом.
       Основа занятий – речь в динамике событий, развитие речевой инициативы. Занятия скорее напоминают процесс общения на основе двуязычия – билингвизма. Пример ребенка, прошедшего через речевое освоение Картины мира, доказывает, что, находясь в атмосфере живого языка, связанного с действительностью, смыслом и переживанием, человеческий мозг способен воссоздать остов любого языка, не опираясь на формальное знание его законов. На занятии идет работа не с учеником, зубрящим слова, правила и темы, а с личностью, которой и является каждый человек. Поэтому и создается обстановка нормального, осмысленного общения в условиях меняющейся действительности. Постепенно люди начинают говорить, и говорить осмысленно. Пользуясь естественной устной речью, а не озвученной письменной.
       На занятиях обучающийся интересен окружающим как личность, и это помогает раскрыться, освободиться от страха сказать что-либо неправильно.
       Из этого не следует, что грамматика игнорируется как таковая, на первых порах речь только корректируется, грамматическое «причесывание» начинается со второго этапа и продолжается на третьем.
       При эмоционально-смысловом подходе чужому языку не обучаются, его осваивают, на что способен любой человек.
     

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera