СюжетыОбщество

ГАРАНТЫ СВОБОДЫ СЛОВА ХРЮН И СТЕПАН

Этот материал вышел в номере № 15 от 04 Марта 2002 г.
Читать
Свято место пусто бывает Что, казалось бы, случилось? Всего лишь из эфира исчезли два зловредных персонажа, полтора года до этого тушившие нам свет перед сном. И свет погас. Совсем не виртуальный свет, который шел от виртуальных Хрюна со...

Свято место пусто бывает

Ч

то, казалось бы, случилось? Всего лишь из эфира исчезли два зловредных персонажа, полтора года до этого тушившие нам свет перед сном. И свет погас. Совсем не виртуальный свет, который шел от виртуальных Хрюна со Степаном.

М

ы горевали. Мы тосковали. А устав тосковать, зазвали их к себе в гости.

За накрытым столом в «Новой газете» собрались те, без кого ни Хрюн, ни Степан не вымолвили бы ни слова, – глава студии «Пилот-ТВ» Александр ТАТАРСКИЙ, продюсеры и авторы сценариев программы «Тушите свет!» Ростислав КРИВИЦКИЙ и Владимир НЕКЛЮДОВ и один из соведущих программы Владимир КАРА-МУРЗА. А то и дело просовывающиеся между свитерами и пиджаками заячьи уши и хрюнский пятак, поперед батек лезущий в пекло долмы, дымящейся на столе, вы заметите и сами.

Накануне встречи мы предложили читателям «Новой газеты» присоединиться к разговору. Главный вопрос был один: где и когда реально увидеть «Тушите свет!»?

Владимир Неклюдов: Реально — на канале ТВ-6. Настолько же, насколько команде ООО «ТВ-6» реально вернуться на эту кнопку.

Владимир Кара-Мурза: Что касается вопроса «когда», то кто бы ни победил на конкурсе 27 марта, он наверняка не 28-го выйдет в эфир. Победителю нужно будет еще решить множество технических проблем, закупить оборудование. Правда, «Тушите свет!» в более выигрышной ситуации – у них все оборудование уже есть.

Александр Татарский: То есть если «ТВ-6» победит, мы будем заполнять эфир 24 часа в сутки, пока остальные программы не подтянутся.

— Вынужденный простой студии «Пилот-ТВ» финансово как-то компенсируется?

Ростислав Кривицкий: Сотрудники получают пенсию за то, что ждут 27-го…

— На другие каналы после закрытия ТВ-6 не зазывали?

А.Т.: Звали на НТВ. Мы ответа пока не дали. Предубеждений против НТВ у нас нет, но мы считаем правильным дождаться результатов конкурса и не суетиться. Хотя это очень болезненно — на дверях студии висит амбарный замок. Мы можем потерять людей.

Р.К.: Многие телевизионные руководители не понимают, что «Тушите свет!» нельзя просто взять и перетащить на другой канал. Программа «перетаскивается» только с рядом условий. Производство рассчитано до минуты. Кассету привозят в Останкино за пять минут до эфира, а случалось, что и четыре минуты спустя, – каналу приходилось рекламу тянуть. При таком графике не остается ни малейшей возможности для контроля со стороны начальства.

А.Т.: Вопрос не в нашем упрямстве, а в технологии, которая просто не предусматривает какого-либо цензурирования. Никаких согласований с командой НТВ—ТВ-6 не было. Левин, Киселев смотрят все в эфире. Я и сам девять из десяти передач смотрю уже в эфире.

Р.К.: Работать с нами можно только на доверии, а на многих каналах строгая цензура.

В.К.-М.: Один из последних примеров государственного цензурирования. 25 января премии Высоцкого вручали трем лауреатам – летчику-испытателю Пугачеву, Галине Волчек и Николаю Аксененко. Так ИТАР-ТАСС, ОРТ и РТР сообщили только о двух лауреатах – Пугачеве и Волчек. Аксененко вычеркнули, как Троцкого в 27-м году.

— То, что даже с минимальной цензурой вы не уживаетесь технологически, понятно. Непонятно другое: что будут делать Хрюн и Степан, если события будут развиваться по наихудшему для вас сценарию – ООО «ТВ-6» не победит?

Р.К.: Конкретно Хрюн и Степан сделаны для этого канала.

— И умрут вместе с ним?

Р.К.: Получается так. А студия «Пилот-ТВ» будет делать другие проекты для других каналов.

А.Т.: Или не будет делать… У студии клиническая смерть. Если она продлится еще какое-то время, гибель станет неотвратимой. Ощущаю себя в положении Лазутиной. Будучи абсолютно невиноватыми, второй раз в течение года мы сняты с дистанции. Думаю, многие каналы пригласили бы нас даже без цензуры. Но вторая беда в том, что проект, сделанный по используемой нами технологии, хоть и во много-много раз дешевле любой подобной мультипликации в мире, для телевидения все равно очень дорог. Минуту мультипликации Госкино оценивает от 5 тысяч долларов, что сопоставимо со стоимостью всей нашей передачи. Нигде в мире подобной программы по такой цене нет! Продюсера, который показывал наши программы специалистам в США, упрекнули: вы нас обманываете! Мы же профессионалы, мы знаем, что ни за день, ни за два такое не делается, минимум неделя! Продюсер ответил, что в таком случае его русские партнеры вершат мировую политику — знают о событиях за неделю до того, как они происходят.

— Как вы стали спичрайтерами Хрюна и Степана?

Р.К.: Смешную штуку прочитал в одной газете о тайном сговоре Киселева с Кремлем: чтобы на новом канале не было Гусинского, Березовского и чтобы Шендеровича выгнали из авторской группы «Тушите свет!». Можно докладывать Кремлю, что последнее условие уже выполнено. Витя нам никогда не писал.

— Похоже на случай, когда после возрождения КВН в конце 80-х у одесских джентльменов спрашивали: вам пишет Жванецкий? А они отвечали: не пишет, не заходит, не звонит…

Р.К.: Есть и другая крайность. Многие думают, что любое слово Хрюна и Степана – наше с Вовкой. Это не так. Нас шесть человек. Кроме нас, тексты пишут Юрий Исаков (он придумал газету «Красная бурда»), Алексей Каранович из Новосибирска, Игорь Осипов из «Одесских джентльменов» и Александр Даган (команда КВН «МАГМА»).

— Ходят слухи, что у вас есть специальная технология: как шутить по любому поводу.

В.Н.: Технология придумана нашими друзьями из газеты «Красная бурда», и сейчас ею пользуются практически все команды КВН. В нашем случае это выглядит так: утром мы с Ростиком (Ростислав Кривицкий. – Ред.) выбираем тему выпуска. Чаще всего это выпуск завтрашнего дня, но случалось работать и день в день. Сначала мы с дежурным автором оговариваем тему, начальную историю, гостя в студии и репортаж. Потом за стол садятся четыре человека, у каждого свой листочек, и пятнадцать минут пишут на заданную тему что-то свое. Потом листочки передаются соседу. Левой рукой от себя против часовой стрелки – Исаков за этим строго следит. Читают соседское и еще десять минут пишут свое. Так каждый листок проходит круг. Дальше один человек читает вслух, все оценивают. Если кто-то говорит: плюс – шутка плюсуется.

Р.К.: При этом никто не имеет права говорить «плюс» на собственные шутки и говорить «говно», «старье» на шутки другого!

В.Н.: Дальше все уходят, остается дежурный автор и думает, что ему со всей этой лабудой делать. Потом мы с Ростиком сверяем результат со всеми бумажками и можем вставить в текст пропущенную – хорошую, на наш взгляд, — шутку.

— С авторами ясно — все шутят еще с КВН. Но как телевизионные ведущие в обществе ваших невоспитанных зверей себя чувствуют? Володя, каково вам после серьезных новостей общаться с Хрюном и Степаном?

В.К.-М.: Я уверен, что эта передача важнее всех серьезных. Потому что ночные новости есть на всех каналах, а «Тушите свет!» – только у нас. До прошлого года я ничем подобным не занимался. То есть когда-то мы с Витей Шендеровичем ходили в драмкружок во Дворце пионеров на Ленинских горах, — только я в 12 лет ушел, а Витя закончил ГИТИС — и встретились мы четверть века спустя. В общем, актерский навык у меня минимальный, но в этой компании я чувствую себя легко.

Р.К.: Осокин в одном интервью сказал, что после «Тушите свет!» понял, что новости можно делать по-другому. И теперь делает по-другому. В его эфире на «Эхе Москвы» недавно была новость, что сейм в Латвии постановил букву «ш» в фамилиях заменить на благозвучную, по латвийским меркам, букву «с». И в семьях Пышкиных и Шишкиных жены теперь Пыскина и Сискина, а мужья Пыскинс и Сискинс. Дальше шли интервью депутатов и комментарий Осокина, что «пока сейм решает, будут в Латвии сискинцы и пыскинцы…»

В.К.-М.: Миша специально заказал этот сюжет у наших корреспондентов.

А.Т.: Из чего надо сделать вывод, что мы развратили некоторых ведущих.

В.К.-М.: Да-да, трудно будет возвращаться к основной работе.

А.Т.: Одним плох Осокин для нашего дела — хорошо поет! А для нас чем хуже – тем смешнее. У русского человека есть очень интересная черта: никто не скажет, что у него нет ума или вкуса, но все с удовольствием говорят, что им медведь на ухо наступил.

Р.К.: Делали мы как-то еще на НТВ новогоднюю программу, где все пели, и тогда не знали, что самый главный певец на этом канале — Киселев. Даем ему листок, на котором так и написано: «Киселев: — Время мчится… мээээ… вперед, вот и… мээээ… Новый год» и так далее. Киселев говорит: «Я так не смогу». А мы ему: «Спойте, как сумеете. У вас все равно так получится!» Слышим, какое-то тело рядом с гендиректором упало в обморок. Все, думаем, сейчас уволят. Но Киселев спел, все посмеялись, а те, кто в обморок падал, потом на НТВ остались.

— Даешь своего Хрюна на каждого начальника! А кто был лучшим соведущим?

А.Т.: Николай Харитонов.

Р.К.: Это был знаменательный выпуск – к 7 ноября. Стол накрыли коммунистический, весь красный: красная икра, красная рыба… Икру купили в буфете в Останкино, открыли, а она протухшая. Но снимать надо, намазали бутерброды, положили. Харитонов видит – икра, значит, надо есть. Мы ему – стоп! Реквизит! Подотчетно! Испугались, что съест и умрет в кадре. Как он запаха не чувствовал?!

А.Т.: Еще Харитонов смешно обращался к Хрюну и Степану: «Уважаемые персонажи!».

— Еще кого-нибудь из политиков звали?

Р.К.: Политики – большие, занятые люди. Они нашу технологию не учитывают: и опоздать могут, и говорить не по сценарию. Жириновского позовешь — он слова никому не даст сказать. Начнется: Хрюн, Степан – подонки, забью! Кого ты забьешь? Монтаж все равно в наших руках.

— Знаменитое «Внушаить!» кто Хрюну придумал?

Р.К.: Каранович. Или Осипов. Сами уже забыли. Но прижилось, а «клянусь морковью матери» Степана – нет. Бывает, шутки не идут. «Террористы были пойманы по отпечаткам самолетов»…

— После одной из ваших программ повсюду скандировали: «Пу-тин! Пу-тин!».

В.Н.: А на студию приехали из администрации президента, попросили программу. Наверное, захотелось еще раз посмотреть…

Р.К.: С Путиным была еще одна забавная история. Как-то пришлось взять художников со стороны – наши не справлялись. Руководителем их маленького коллектива был бывший военный летчик, сохранивший командные навыки. Смотрит он на рисунок Путина, понимает, что нужно в рисунке поменять, звонит своим художникам и так по-военному: «Надо Путину закрыть рот! Выполнять!». Кладет трубку и только тогда понимает, что он сказал!

— Фамилии гостей в студии «Россия» у вас знаменательные. Кто придумывает?

Р.К.: Мы с дежурным автором. Некоторые самому нравятся — Глеб Трепловский, певец Поцл, генерал Сухопутин.

В.Н.: Придумывали и более обидные, но не использовали. Генерал Тошнин, например. Или думали Хрюну фразочку воткнуть: а пошли вы все к йорданной матери! Не воткнули. Самоцензура.

Н

е в силах больше томиться в ожидании итогов конкурса 27 марта, мы пригласили Хрюна и Степана стать нашими колумнистами, вести в «Новой газете» еженедельную рубрику. Зловредные животные обещали начать со следующего понедельника.

С тушителями света общались Елена АФАНАСЬЕВА,

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow