Сюжеты

ОЧАРОВАННЫЕ СТРАННИКИ СО СКРИПКОЙ ВМЕСТО ГИТАРЫ

Этот материал вышел в № 15 от 04 Марта 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Получить ирландское гражданство без кровного родства с островом да к тому же, чтобы надменные кельты сами напросились в земляки, попасть на одну афишу со скрипичным богом Иегуди Менухиным по его личной инициативе через неделю после того,...


       

   
       Получить ирландское гражданство без кровного родства с островом да к тому же, чтобы надменные кельты сами напросились в земляки, попасть на одну афишу со скрипичным богом Иегуди Менухиным по его личной инициативе через неделю после того, как он впервые услышал твою игру, увидеть за столиками ничем не примечательного лондонского ресторанчика «Челси» «Дюран Дюран», «Пинк Флойд», «Роллинг Стоунз», которые пришли конкретно на тебя, никому не известного музыканта из России, — все эти чудеса один за другим случились с Сергеем Эрденко, потомственным цыганским скрипачом, после того как он и созданная им группа «Лойко» оказались в Англии.
       
       Однажды «Лойко» выступала в Белфасте, в портовом кабачке «Роттердам», где собираются самые лихие ребята. Перед началом возле кабачка с оглушительным грохотом и треском припарковалась мотоциклетная стая. Зал был набит битком, и рокеры, все в заклепках и коже, гривастые, бородатые — натуральные викинги, — без колебаний устроились прямо перед сценой, образовав живую стену между музыкантами и публикой. Они были какие-то очень серьезные: сидели и слушали. За их каменными спинами народ вовсю отрывался, что-то выкрикивал, подпевал. Когда концерт закончился и открылась входная дверь, рокеры молча подхватили под руки Сергея Эрденко и вынесли на улицу. «У нас есть свой скрипичный король, — сказал, видимо, вожак металлической стаи, — мы хотим, чтобы ты его послушал». Альтернативы не предлагалось: «Конечно, с удовольствием».
       — Один из громил, в кожаном до пят пальто, полез за пазуху, достал скрипочку, смычок и вдруг так застенчиво на меня посмотрел и заиграл какую-то сентиментальнейшую мелодию. И — представляете? — глаза у его команды заволокло влагой! «Ну что скажешь?» — «Это гениально!». Викинги обмякли: «И ты тоже хорошо играешь.. Держи!». Они унеслись, оставив в моих руках увесистый пакет с гашишем… Вот ответ на ваш вопрос, как сохраняют цыгане самый хрупкий из земных инструментов в своих кочевьях: так же, как эти сумасшедшие рокеры, — пряча, словно птенца, за пазуху. Эта привычка спасла жизнь моему брату, Николаю Эрденко. В момент автокатастрофы спрятанная на груди скрипка приняла на себя смертельный удар. Она была высокородной итальянкой, жила в нашей семье не одно поколение, и ее утрату оплакивали, как утрату очень близкого человека.
       — А ваша скрипка, давно она у вас?
       — С девятнадцати лет. Родители купили ее у венгерских цыган. Она тоже аристократка, француженка, из династии Виньон, 1802 года рождения. Так что в этом году я буду праздновать ее двухсотлетие. По цыганскому поверью, каждую скрипку населяют души скрипачей, которым она когда-то принадлежала. У моей, судя по ее нынешнему характеру, были очень страстные хозяева: она до крайности ревнивая, не выносит, когда я прикасаюсь к другому инструменту, в отместку тут же теряет голос, начинает фальшивить. А еще у нее есть такие высокие и пронзительные ноты, что, когда я их беру, они обжигают мне пальцы, точно пламя. Я никогда никому не позволял на ней играть. Никому, кроме Иегуди Менухина. Это было в 1994 году в маленьком подвальном ресторане в Брюсселе, куда сэр Менухин пригласил «Лойко» после первого совместного концерта. В 80 лет у него были потрясающие юношеские руки и такие же глаза. Он взял мою скрипку и заиграл «Каприз» Паганини. Посетители не знали, что это великий маэстро, пэр Англии Иегуди Менухин, но все затихло, даже дым от сигарет застыл на месте. Он остановил время и превратил полутемный подвал в какое-то космическое место, наполненное светом. Иегуда закончил, мир выдохнул и зажил своей обычной жизнью. У меня возникло ощущение, что он благословил мою скрипку и она была бесконечно счастлива. Моя мечта — сделать в России ежегодный фестиваль памяти Менухина, чтобы на него собирались скрипачи со всего мира, играли и джаз, и кельтскую, и индийскую, и цыганскую музыку. Первый шаг — вот эти мартовские концерты с французской группой «Братч», где мы хотим показать новое лицо цыганской музыки, очищенное от всех стереотипов.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera