Сюжеты

ВСЕ ПРОТИВ ВСЕХ

Этот материал вышел в № 16 от 07 Марта 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Агрессия — часть жизни. Как противостоять ей? Как контролировать агрессию, которая присуща нам всем? Виртуальные трупы Агрессия — нанесение ущерба окружающим живым организмам — носит всеобщий характер. У людей параметры борьбы шире. Мы...


Агрессия — часть жизни. Как противостоять ей? Как контролировать агрессию, которая присуща нам всем?
       
       Виртуальные трупы
       Агрессия — нанесение ущерба окружающим живым организмам — носит всеобщий характер. У людей параметры борьбы шире. Мы конкурируем друг с другом не только за лучших брачных партнеров и качество жизни, которое определяется положением на рынке труда. Основная конкуренция идет в экономической и социокультурной плоскости. Там же остается и больше всего трупов, не столько материальных, сколько виртуальных.
       Французы не любят американские фильмы и не учат английский язык. Китайцы не пьют пепси и ограничивают интернет. Финны зазывают на бесплатное высшее образование иностранных студентов, предлагая им сначала выучить финский и шведский. Новая Зеландия вводит специальные визы для лучших специалистов мира. Только Россия наивно борется за право быть вкусно съеденной в объятиях этой мировой борьбы культур.
       Агрессию проявляют не только отдельные люди, но и структуры. Реклама — это тоже вид агрессии. Сегодня каждому, стремящемуся развивать уникальность своей личности, а не индивидуализированную конструкцию социальных стереотипов, приходится вылавливать себя из бульона сверхавторитетных PR-установок – что есть, как пить, в чем стирать, с кем спать.
       
       Какой бывает агрессия?
       Немотивированная агрессия проявляется как результат слепого подражания чужим действиям. Например, двухлетний ребенок таскает кошку за хвост, потому что он видел это в фильме. Действия ребенка не мотивированы ни его эмоциями (его никто не обидел), ни интересами (у него нет цели). Младший брат погибшего камикадзе мечтает о его участи, так как для него это единственный пример достойной судьбы.
       Эмоциональная агрессия – это естественная реакция человека на угрозу его интересам. Какие первые эмоции мы испытываем, если кто-то наступил нам на ногу, обидел нашего ребенка, поцарапал нашу машину, влез перед нами в очередь, не отдал долг, не подписал документ, залил нашу квартиру, выкопал нашу картошку, прислал по электронной почте вирус? Первая эмоция — это агрессия, так «зашила» природа в наш инстинкт самосохранения. А как же обида и страх? – спросите вы. Обида – это агрессия, обращенная на самого себя (аутоагрессия), – продукт слабого типа нервной системы. А страх – это подавленная агрессия. Эмоциональные реакции во многом определены природой, а вот наши действия по поводу наших эмоций мы выбираем сами.
       Любимая девушка катастрофически опоздала на свидание? Можно разорвать ее на части, но тогда будет безвозвратно потерян объект наших драгоценных чувств. Или превратить агрессию в шутку: дорогая, извини, я пришел на сорок минут раньше тебя, наверное, мы неточно договорились. Или сделать на этом бизнес – за каждое опоздание взыскивать штраф. А можно сделать вид, что ничего не произошло, тогда совестливая девушка извинится сама, сняв тем самым вашу агрессию; наглая же примет ваше ожидание как должное, охамеет еще больше, чем даст еще множество поводов для гнева. В конце концов, можно сменить объект чувств или завязать с любовью совсем, чтобы больше никогда не испытывать агрессию по этому поводу.
       Некоторые люди поводы для агрессии используют по прямому назначению – громко поскандалят, изольют друг на друга все накопленное в темных уголках своей души, а потом помирятся и живут душа в душу до следующей потребности в скандале. А что произойдет с невыраженной агрессией? По закону сохранения и превращения энергии она бесследно не исчезнет, а превратится либо в хроническую депрессию, либо в болезни внутренних органов (например, в язву желудка), или в редкие, но сильные припадки гнева по незначительному поводу.
       Закон сохранения и превращения агрессии общеизвестен: дед накричал на бабку, бабка обидела внучку, внучка стукнула Жучку, Жучка тявкнула на кошку, кошка погналась за мышкой, мышка же только хвостиком махнула, да и разбилось любимое всеми яичко. «Да, отольются мышке кошкины слезки», потому что срывать агрессию безопаснее всего на тех, кто слабее, а уж они ее передадут дальше по назначению.
       Ресурсная агрессия связана с человеческой природой, темпераментом и характером. С древних времен храбрых солдат выбирали из тех, кто в ответ на опасность краснеет, то есть мобилизуется на действия. Тех, кто бледнеет, отсеивали, так как они, обладатели слабого типа нервной системы, проявляют не внешнюю, а внутреннюю агрессию, то есть неэффективны в боевых условиях. Особенности личности — неуверенность в себе или излишняя самоуверенность, повышенный уровень тестостерона, жаркая погода, фрустрация базовых потребностей — делают человека более агрессивным при прочих равных условиях.
       Экзистенциальная агрессия «зашита» в самом ядре самоопределения человека — в ценностях, мировоззрении, жизненных принципах. Установка «цель оправдывает средства» позволяет агрессору наносить окружающим ущерб любого масштаба без малейшего чувства вины или раскаяния. В таком случае агрессия – это либо закон жизни, либо ее неизбежный артефакт, что не меняет результата. Экзистенциальная агрессивность – это не природный, а исключительно человеческий феномен, так как насилие как самоценность в природе не существует. Именно экзистенциальная агрессивность является реальной основой терроризма.
       
       
А МЫ СМОГЛИ БЫ?
Самый известный эксперимент в области исследования агрессии
       
       Доктор Милгрэм, работавший в 60-х годах в Йельском университете (США), был, как и все, поражен размахом изуверства в 30-х и 40-х годах ХХ века. Доктор Милгрэм поставил вопрос просто: «А мы смогли бы?». Ответом на этот вопрос стал эксперимент, проведенный им в 1960—1963 гг. на психологическом факультете Йельского университета.
       Желающие участвовать в эксперименте были разделены жребием на «учителей» и «учеников». «Учитель» должен был увеличивать жестокость наказания «ученика» за каждую новую ошибку. «Учитель» располагался за внушительным пультом с рядом кнопок, позволявших посылать удары тока напряжением от 15 до 450 вольт на стул, где сидел «ученик».
       Добропорядочные члены общества посылали «ученику» удары тока, невзирая на его стоны и крики о помощи. Актер корчился от мнимой боли и умолял прекратить эксперимент. Тем не менее две трети испытуемых, выполнявших роль учителя, доводили силу разрядов тока до потенциально смертельных.
       Единственной принуждающей силой при этом был экспериментатор, объяснявший «учителям», что эксперимент должен продолжаться независимо от реакции «ученика». Нужно заметить, что за выполнение приказов не было обещано никакого вознаграждения. Каждый был вправе отказаться от нечеловеческих методов наказания.
       Эксперимент был с успехом повторен во многих странах мира и дает основания утверждать, что в любом обществе имеется от 20 до 65% людей, способных в определенных условиях выполнить любой, даже самый жестокий приказ.
       
       
ТЕСТ
Насколько вы опасны в состоянии агрессии? Вы можете выяснить это с помощью следующих утверждений: согласитесь с ними или опровергните их.
       
       1. Вы хотя бы однажды в жизни кого-нибудь били.
       2. Во время истерики вы абсолютно не контролируете себя.
       3. Вам нравятся быстрые ритмы и громкая музыка.
       4. Если ваша яичница подгорит в третий раз, вы выбросите сковородку в окно.
       5. Однажды в припадке ярости вы разбили свою любимую кружку.
       6. Вы часто и много курите или едите сладости.
       7. Когда перед вашим носом загорается красный свет, вы приходите в бешенство.
       8. Вы любите ярко одеваться.
       9. Вас часто упрекают в несдержанности.
       10. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же.
       
       Прибавьте по одному баллу за каждый положительный ответ.
       0—2 балла – вы загоняете свой внутренний мир глубоко в себя, у людей нет шанса понять, что нужно вам на самом деле, а у вас самого — добиться от них того, чего вы хотите. Наверное, ваши родители и учителя в свое время внушили вам, что ваша главная задача в этом мире — быть удобным для окружающих. А что делать для того, чтобы самому себе было удобно, нам, к сожалению, никто в детстве не объяснял. Сейчас скажем: главное — ни в чем себя не сдерживать. Если хочется позлиться — сердитесь на здоровье и найдите для этого наиболее подходящую форму. Подробности чуть ниже.
       4—7 баллов – вы разрываетесь между разумом и чувствами, попробуйте управлять ими: своевременно опознавайте эмоции, подбирайте для них лучшую форму выражения, которая приблизит, а не удалит решение проблемы. Там, где на буйного подчиненного следует орать, сентиментальному стоит лишь слегка намекнуть на свое недовольство. Как только вы чувствуете, что вот-вот взорветесь, ответьте себе на три вопроса. Что именно меня рассердило? Какого результата я хочу достичь? Какая форма была бы оптимальной для выражения моей агрессии?
       8—10 баллов – гневаться для вас — такая же естественная потребность, как спать, есть и дышать. Если вам надоела собственная гневливость, попробуйте старый испытанный способ: в критической ситуации посчитайте про себя до десяти и в это же время подумайте, почему возникла такая ситуация. Когда вы сможете находить не менее трех версий происходящего, считайте, что умеете управлять своими чувствами. Может быть, вы недовольны собой, семьей или работой? У вас есть выбор – оставаться человеком-вулканом или что-то изменить. Посудите сами: зачем вам такая жизнь, которая вас постоянно злит и раздражает, может быть, пора что-то менять? Вашу бы жизненную энергию да на мирные цели.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera