Сюжеты

ДЭЗ-ОРГАНИЗАЦИЯ: ВСЕ ДО ЛАМПОЧКИ

Этот материал вышел в № 17 от 11 Марта 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Мы платим за неосвещенные подъезды и неработающие лифты Уже то, что стоимость технического обслуживания определяется в квадратных метрах, говорит о полной незаконности существующей формы оплаты этой услуги. Ведь получается, что лестницей,...


Мы платим за неосвещенные подъезды и неработающие лифты
       

  
       Уже то, что стоимость технического обслуживания определяется в квадратных метрах, говорит о полной незаконности существующей формы оплаты этой услуги. Ведь получается, что лестницей, лифтом, придомной территорией пользуются не граждане, а их квартиры. В самом деле по лестнице ходят люди, и стоимость уборки лестничных площадок должна делиться на количество пользующихся ими жильцов, а не рассчитываться пропорционально площади, на которой они проживают.
       
       Власть призывает всех граждан, не являющихся членами жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), объединяться в «Товарищества собственников жилья», или ТСЖ. Так как, якобы только объединившись, граждане смогут перейти к равноправным отношениям с коммунальщиками и благодаря этому когда-нибудь добиться улучшения работы ДЭЗов. Одновременно власть призывает повсеместно заводить «старших по подъезду», которые будут наподобие политруков консолидировать проживающие в подъезде народные массы на борьбу с несознательными гражданами.
       Такой подход власти лучше всего демонстрирует вторую после повышения цен цель «реформы ЖКХ» — посадить на шею граждан дополнительных бюрократов и надсмотрщиков. Чтобы расширить свои возможности футболить жильцов по инстанциям. В результате вместо того, чтобы иметь дело только с одной профессиональной организацией, ДЭЗом, граждане окажутся между трех сосен, блуждать среди которых они будет до «страшного суда» над коммунальщиками.
       На самом деле никакие дополнительные конторы и надсмотрщики нам не нужны. Это расходы, которые не принесут гражданам никакой пользы. В отличие от тучи дополнительных бюрократов, которые станут кормиться за счет жильцов. Нам же нужно только одно — заставить ДЭЗы работать, как положено. А ТСЖ, ДСК, «старшие» только затруднят решение этой задачи. И в качестве «глухого телефона», и в качестве бюрократических родственников коммунальщиков.
       А заставить ДЭЗ работать очень просто. И в сто раз дешевле в сравнении с расходами на ТСЖ, ДСК и «старших». Нужно начать оплачивать только ту работу, которая действительно выполняется. Для этого требуется совсем немногое — заставить ДЭЗы выставлять подробные счета за свои услуги по техобслуживанию. Что это даст?
       Если в счете оплата освещения подъезда указана отдельной строкой, гражданин будет платить за эту услугу только в том случае, если подъезд действительно будет освещен. Если же освещена только площадка первого этажа и не освещена площадка пятнадцатого, то проживающие там граждане на законном основании смогут платить половину суммы, указанной в счете. А если не освещена и площадка первого этажа, можно будет вообще эту услугу не оплачивать.
       Нужно четко понимать, что нет законов, по которым мы должны платить за то, что не получаем. Наоборот, все законы исходят из положения, что должна оплачиваться только та работа, которая действительно выполнена. Причем не абы как, а с должным качеством.
       
       Как только мы начнем платить по факту получения услуг, а ДЭЗ начнет получать ровно столько денег, на сколько он реально окажет услуг или выполнит работ, коммунальные начальники мигом начнут шевелиться. И ДЭЗы станут нормально работать. Как стали нормально работать те же торговля и автосервис, когда вместо абстрактных окладов и премий начали получать оплату только реально выполненной работы.
       Потому что есть такой термин — «неполученная прибыль». И, как свидетельствует опыт, она действует на сознание начальства гораздо сильнее, чем та прибыль, что уже получена. Этот синдром в просторечии зовется жадностью. Ни коммунальные боссы, ни городские чиновники не смогут спать, зная, что что-то они недополучили. И потому не станут терпеть факты неполучения дохода по той лишь причине, что на нижних этажах коммунальной империи имеют место бардак в организации работы и криворукость исполнителей.
       Именно поэтому только наши собственные рубли перевоспитают коммунальщиков так же эффективно, как уже воспитали тех же советских торгашей. А от всей городской власти вместе взятой в этом деле гражданам требуется только одно — заставить коммунальщиков перейти на полноценные прямые договоры между гражданами и ДЭЗами. Мы же, имея на руках качественные договоры, сами справимся с беспределом коммунальщиков. И сами проведем коммунальную реформу — на собственные деньги. Чем, кстати, сэкономим сотни миллионов бюджетных рублей.
       В договорах нам нужны подробные и конкретные обязанности и обязательства сторон. А не только обещание ДЭЗа «копать канаву от забора до обеда…». Договоры должны отвечать всем предусмотренным Гражданским кодексом требованиям и включать в себя как все права и обязанности сторон, так и взаимное право применения штрафных санкций. То есть, как и предусмотрено законодательством, договоры должны в полной мере отражать равенство перед законом и друг другом обеих сторон.
       В первую очередь договоры должны подробно и с техническими деталями описывать каждый вид технического обслуживания — содержание работы, критерии ее качества, сроки исполнения, форсмажорные обстоятельства и т.д. Затем договоры должны предусматривать обязательное предоставление гражданам подробных счетов по всем видам технического обслуживания. То есть каждый вид работы или услуги должен фигурировать в счете в виде отдельной строки. Только в этом случае мы сможем платить ДЭЗам столько, на сколько они нам предоставят услуг.
       Так, чтобы, если подъезд убирается в два раза реже, чем предусмотрено договором, мы могли в полученном из ДЭЗа счете просто вычеркнуть имеющуюся цифру стоимости уборки подъезда и вписать в два раза меньшую.
       От власти нам нужно добиться еще одного принципиально важного условия — отнесения всей без исключения сферы жилищно-коммунальных услуг к естественно-монопольной деятельности. Это поставит хоть какой-то барьер на пути безудержного роста цен. Так как только в этом случае они все без исключения (вплоть до стоимости забивания одного гвоздя) подлежат утверждению региональными комиссиями, причем достаточно гласно.
       
       Следующее требование — разделение счетов на техобслуживание на текущие услуги и работы (освещение подъезда, уборка, лифт и т.п.) и счетов на разовые работы (все виды ремонтов). К последним должны прикладываться подробные калькуляции выполненной работы и копии актов ее приемки.
       Стоимость дополнительных бумаг (договоры, подробные счета, калькуляции) будет в сто раз дешевле бюрократических надстроек и содержания надзирателей. Но при этом они существенно снизят размеры мошенничества, которые съедают добрые три четверти расходов на эти работы.
       Договор позволит сажать коммунальщиков в тюрьму. Сегодня они обкрадывают бюджет, который практически не защищен от разворовывания. Но это забота власти, а гражданам нужно, чтобы коммунальщики не имели возможности обворовывать их. Договор не даст этого делать, потому что будет квалифицировать коммунальные «фокусы» в качестве мошенничества. То есть уголовного преступления. При этом с гражданами в отличие от власти вряд ли сговоришься.
       
       У меня есть конкретное предложение к читателям. Давайте потратим 2,5 рубля на конверт и прямым текстом скажем власти, что нам действительно от нее нужно. И я предлагаю гражданам, которые поддерживают нашу акцию, написать и отправить Ю. Лужкову письмо следующего содержания.
       
       ОБРАЗЕЦ ПИСЬМА
    
       Мэру г. Москвы
       Ю. М. Лужкову.
       г. Москва, ул. Тверская, 13.
  
       Уважаемый Юрий Михайлович!
       В связи с тем, что городские власти приступили к проведению жилищно-коммунальной реформы, считаю нужным сообщить Вам свое мнение по одному из главных вопросов реформирования ЖКХ — отношениям между гражданами и ДЭЗами.
       Я считаю форму существующих отношений между гражданами и коммунальными службами незаконной по форме и нечестной по существу.
       Городская власть, которую Вы возглавляете, должна в самый короткий срок перевести отношения между гражданами и коммунальщиками на предусмотренную законом форму — индивидуальные письменные договоры на техническое обслуживание. При этом договоры должны полностью соответствовать Гражданскому кодексу РФ.
       Надеюсь, уважаемый Юрий Михайлович, Вы не сочтете мои требования чрезмерными — они лишь соответствуют российскому законодательству.
       Иванов Иван Иванович, адрес, телефон.
       
       Разумеется, в этом письме каждый может сам написать то, что он считает нужным — как по содержанию, так и по форме.
       
       
       КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
       
       КУЧМА Ю. Н., кандидат юридических наук
       Говоря о техобслуживании, нужно помнить, что если гражданин платит ДЕЗу свои деньги за какую-то работу, то на юридическом языке это означает, что ДЭЗ и жильцы вступают между собой в имущественные отношения, которые регулируются Гражданским кодексом РФ (далее ГК). Последний устанавливает, что имущественные отношения между сторонами возникают на основании договора. При этом статья 161 ГК устанавливает, что договоры между сторонами, одной из которых является юридическое лицо, должны заключаться только в письменной форме.
       Таким образом, Гражданский кодекс прямо обязывает ДЭЗы строить свои отношения с гражданами на основании письменного договора. Поэтому любые иные формы регулирования отношений между жильцами и ДЭЗами являются незаконными.
       При заключении договора о техническом обслуживании, а также последующем его изменении ДЭЗ должен предоставлять плательщику (жильцу) смету своих расходов на проведение каждого вида работ и документы, подтверждающие расценки на их выполнение. Плюс расчет того, как стоимость услуги делится между жильцами.
       Это же относится и к разовым работам (все виды ремонтов, благоустройства и т.п.). После проведения разовой работы ДЭЗ должен выставлять жильцам счет, к которому должны прилагаться смета, обоснование расценок и расчет величины оплаты работы каждым жильцом.
       Для того чтобы начать строить свою работу с
       ДЭЗом на законном основании, необходимо направить в его адрес письмо следующего содержания.
       
       Образец письма в ДЭЗ
   
       Руководителю____ДЭЗ.
       
       Я, Иванов Иван Иванович, проживающий по адресу______________ в соответствии со ст. 161 Граждан-
       ского кодекса РФ желаю заключить индивидуальный договор на техническое обслуживание.
       В связи с этим прошу Вас направить в мой адрес проект такого договора, который должен полностью соответствовать требованиям ГК.
       Прошу ответ в установленный законом срок направить в мой адрес.
       
       С уважением
       И. Иванов
       «___»________200__ г.
       
       О дальнейших действиях по принуждению ДЭЗов заключать положенные по закону договоры мы напишем позднее. Как представляется, российское законодательство дает возможность заставить коммунальщиков соблюдать законы.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera