Сюжеты

ПИПЛМЕТР В СТРАНЕ ЛИЛИПУТОВ

Этот материал вышел в № 17 от 11 Марта 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Власть приказала в детство впадать Прошлый понедельник закончился диким ревом собственных детей. «Спокойной ночи, малыши!», переехавшие не только с пятой кнопки на вторую, но и вниз по эфирной сетке на час раньше, мы пропустили. А без...


Власть приказала в детство впадать
       
       Прошлый понедельник закончился диким ревом собственных детей. «Спокойной ночи, малыши!», переехавшие не только с пятой кнопки на вторую, но и вниз по эфирной сетке на час раньше, мы пропустили. А без Хрюши и Степаши как заснуть!
       Следующие дни недели ушли на борьбу с биологическими часами. Включать телевизор в 19.50 уже научились, но какой адекватной вехой заменить сигнал отхода ко сну, пока не поняли. Слишком для многих поколений «Спят усталые игрушки» были будильником наоборот.
       Нововведения в жизни Хрюши и Степаши мои маленькие рецензенты пока не оценили. И пока случайно оказавшиеся у телевизора взрослые оценивали жемчужное ожерелье на шее «тети Ани», дети простодушно ныли, что «лучше бы Юля или Дима пришли». В четыре года позволительно не знать, что у Юли и у Димы (прежних ведущих. – Ред.) нет такого папы, как у Ани (Михалковой)…
       Перемены в десятиминутной детской передаче так бы и остались временной трудностью моей отдельно взятой семьи (тем более что перенос на федеральный канал явно оправдан и доля «Спокойной ночи…» на РТР по сравнению с показом по каналу «Культура» только за первую неделю выросла с 4,76% до 11,4%), если бы в те же дни детскому телевидению не было придано государственное значение. «Сегодня очень много претензий к содержанию программ радио и телевидения», — вдруг заметил президент. И созвал в Кремле заседание Совета по культуре и искусству. «Задача творческой интеллигенции — создавать такие культурные образцы, которые смогут вытеснить из СМИ убогие персонажи и сюжеты», — выдал ценное указание президент. И обратил внимание соответствующих органов на то, что «большинство центральных телеканалов нарушают условия лицензий в части детского вещания» и «в этой связи надо как минимум контролировать соблюдение лицензионных норм». Но когда ОРТ и РТР в тот же день отрапортовали, что доля детских программ в их эфирах равняется соответственно 9% и 6%, что с их лицензиями вполне сопоставимо, зашевелилась банальная, но в посткремлевском контексте крамольная мысль: а может, меньше, да лучше?
       К детским программам на «больших» каналах относятся как к обязательно-принудительным. Рейтинга они дать не могут по определению. Даже после того как в прошлом году компания «Гэллап Медиа» включила в свои исследования телевизионной аудитории зрителей от четырех лет и старше (прежний возрастной порог был шесть лет), рейтинги это не исправило. Во-первых, Хрюшу и Степашу смотрят и те, кто младше четырех, но их пиплметры (приборы для измерения рейтинга) их не считают. А во-вторых, все уже давно поняли, что Его величество Рейтинг складывается не только из собственного качества передачи, но и из всего контекста канала плюс из грамотно найденного места в эфирной сетке.
       Если «контексты каналов» — вопрос спорный (хотя низкие рейтинги выходящей на ТВЦ яркой, действительно самобытной и любимой детьми – сужу по собственным юным зрителям – программы «Отчего и почему» — лишнее тому подтверждение), то с отвратительным временным расположением большинства детских программ спорить может только слепой. При столь неудобном времени показа смотреть их могут лишь хронические маленькие бездельники, не ходящие ни в детский сад, ни в школу, к тому же страдающие бессонницей. Пару раз мои чада ни свет ни заря поднимали всю семью, дабы в 7.00 посмотреть по Ren-TV «Могучих рейнджеров», дневной показ которых приходится на время, когда они в садике. Но признаться детям, что в программе ОРТ в 6.45 утра значится «Пеппи Длинныйчулок» (и тем самым лишить себя сна еще и в воскресное утро), мужества, каюсь, не хватило. Пришлось прятать журнал с программой передач, дабы сами не прочли… При таком подходе откуда рейтингов-то ждать?!
       Заботиться о детском ТВ, спору нет, дело благое! Только на одних руководящих указаниях из Кремля забота эта далеко не уедет. Слишком очевидно, что детское телевидение — всего лишь составляющая часть общего телевизионного процесса, его экономической и политической сути. И если телеэкономика худо-бедно благодаря вернувшейся на докризисный уровень рекламе начала исправляться, то до того спокойного политического бытования, при котором каналам будет выгодно самим воспитывать своего зрителя с пеленок, — как до луны. Разве что по примеру той самой коровы из детского стишка, невзирая на всякого рода целесообразность, взять и прыгнуть over the moon...
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera