Сюжеты

ПИПЛМЕТР В СТРАНЕ ЛИЛИПУТОВ

Этот материал вышел в № 17 от 11 Марта 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Власть приказала в детство впадать Прошлый понедельник закончился диким ревом собственных детей. «Спокойной ночи, малыши!», переехавшие не только с пятой кнопки на вторую, но и вниз по эфирной сетке на час раньше, мы пропустили. А без...


Власть приказала в детство впадать
       
       Прошлый понедельник закончился диким ревом собственных детей. «Спокойной ночи, малыши!», переехавшие не только с пятой кнопки на вторую, но и вниз по эфирной сетке на час раньше, мы пропустили. А без Хрюши и Степаши как заснуть!
       Следующие дни недели ушли на борьбу с биологическими часами. Включать телевизор в 19.50 уже научились, но какой адекватной вехой заменить сигнал отхода ко сну, пока не поняли. Слишком для многих поколений «Спят усталые игрушки» были будильником наоборот.
       Нововведения в жизни Хрюши и Степаши мои маленькие рецензенты пока не оценили. И пока случайно оказавшиеся у телевизора взрослые оценивали жемчужное ожерелье на шее «тети Ани», дети простодушно ныли, что «лучше бы Юля или Дима пришли». В четыре года позволительно не знать, что у Юли и у Димы (прежних ведущих. – Ред.) нет такого папы, как у Ани (Михалковой)…
       Перемены в десятиминутной детской передаче так бы и остались временной трудностью моей отдельно взятой семьи (тем более что перенос на федеральный канал явно оправдан и доля «Спокойной ночи…» на РТР по сравнению с показом по каналу «Культура» только за первую неделю выросла с 4,76% до 11,4%), если бы в те же дни детскому телевидению не было придано государственное значение. «Сегодня очень много претензий к содержанию программ радио и телевидения», — вдруг заметил президент. И созвал в Кремле заседание Совета по культуре и искусству. «Задача творческой интеллигенции — создавать такие культурные образцы, которые смогут вытеснить из СМИ убогие персонажи и сюжеты», — выдал ценное указание президент. И обратил внимание соответствующих органов на то, что «большинство центральных телеканалов нарушают условия лицензий в части детского вещания» и «в этой связи надо как минимум контролировать соблюдение лицензионных норм». Но когда ОРТ и РТР в тот же день отрапортовали, что доля детских программ в их эфирах равняется соответственно 9% и 6%, что с их лицензиями вполне сопоставимо, зашевелилась банальная, но в посткремлевском контексте крамольная мысль: а может, меньше, да лучше?
       К детским программам на «больших» каналах относятся как к обязательно-принудительным. Рейтинга они дать не могут по определению. Даже после того как в прошлом году компания «Гэллап Медиа» включила в свои исследования телевизионной аудитории зрителей от четырех лет и старше (прежний возрастной порог был шесть лет), рейтинги это не исправило. Во-первых, Хрюшу и Степашу смотрят и те, кто младше четырех, но их пиплметры (приборы для измерения рейтинга) их не считают. А во-вторых, все уже давно поняли, что Его величество Рейтинг складывается не только из собственного качества передачи, но и из всего контекста канала плюс из грамотно найденного места в эфирной сетке.
       Если «контексты каналов» — вопрос спорный (хотя низкие рейтинги выходящей на ТВЦ яркой, действительно самобытной и любимой детьми – сужу по собственным юным зрителям – программы «Отчего и почему» — лишнее тому подтверждение), то с отвратительным временным расположением большинства детских программ спорить может только слепой. При столь неудобном времени показа смотреть их могут лишь хронические маленькие бездельники, не ходящие ни в детский сад, ни в школу, к тому же страдающие бессонницей. Пару раз мои чада ни свет ни заря поднимали всю семью, дабы в 7.00 посмотреть по Ren-TV «Могучих рейнджеров», дневной показ которых приходится на время, когда они в садике. Но признаться детям, что в программе ОРТ в 6.45 утра значится «Пеппи Длинныйчулок» (и тем самым лишить себя сна еще и в воскресное утро), мужества, каюсь, не хватило. Пришлось прятать журнал с программой передач, дабы сами не прочли… При таком подходе откуда рейтингов-то ждать?!
       Заботиться о детском ТВ, спору нет, дело благое! Только на одних руководящих указаниях из Кремля забота эта далеко не уедет. Слишком очевидно, что детское телевидение — всего лишь составляющая часть общего телевизионного процесса, его экономической и политической сути. И если телеэкономика худо-бедно благодаря вернувшейся на докризисный уровень рекламе начала исправляться, то до того спокойного политического бытования, при котором каналам будет выгодно самим воспитывать своего зрителя с пеленок, — как до луны. Разве что по примеру той самой коровы из детского стишка, невзирая на всякого рода целесообразность, взять и прыгнуть over the moon...
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera