Сюжеты

ВСЕОБЩЕЕ ВЗАИМНОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ

Этот материал вышел в № 18 от 14 Марта 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Покупательная способность и вера в себя взаимосвязаны У абсолютного большинства россиян вера в себя за 2001 год не изменилась — осталась такой же, как была (60%), — или ее не было и нет (4%). Изменения, которые все-таки происходили, в...


Покупательная способность и вера в себя взаимосвязаны
       
       У абсолютного большинства россиян вера в себя за 2001 год не изменилась — осталась такой же, как была (60%), — или ее не было и нет (4%). Изменения, которые все-таки происходили, в целом можно считать сбалансированными: у 17% россиян вера в себя повысилась, у 16% — понизилась. (Опрос ВЦИОМа 25—28 января 1600 человек от 18 лет и старше.)
       Выявилась любопытная закономерность: чем больше человек в состоянии получить от других людей, чем больше он может купить, тем больше он верит в себя самого. Вера в других людей – вещь почти столь же прочная, как и вера в себя самого. Она, как правило, не исчезает бесследно и не возникает ниоткуда. Она или есть, или нет. Такой же, как была год назад, вера в людей осталась у 57% россиян, не было и нет ее у 6%.
       Но при этом, по данным ВЦИОМа, в последние годы в стране наблюдается все больше людей, разочарованных в других людях. По итогам 1999 года вера в людей повысилась у 11% россиян, а понизилась у 21%, то есть у вдвое большего числа. По итогам 2000 года – уже втрое большего. По итогам 2001 года — в четыре-пять раз большего! Причем нарастающее разочарование наблюдается не только в масштабах страны в целом, но и во всех социально-демографических группах, включая и группу лиц с высокой покупательной способностью. Похоже, в России наступает всеобщее взаимное разочарование…
       Впрочем, бывало и покруче. По итогам «шокового» 1992 года вера в людей повысилась у 3% россиян, а понизилась у 32% — десятикратный разрыв! По итогам 1997-го повысилась у 4%, понизилась у 22%. (За другие годы данных нет: сравнимые замеры не проводились.)
       И что в итоге, что на будущее? Уверенность в будущем продолжает у россиян преобладать. По итогам 2001 года она осталась такой же, как была, у 44% россиян, ее не было и нет у 14%. Но от года к году все больше тех, у кого уверенность в будущем понизилась, и меньше тех, у кого она повысилась. По итогам 1999 года тех и других — поровну (23%—23%), в январе 2001 года – почти вдвое больше тех, у кого уверенность в будущем за минувший год понизилась, а не повысилась (24—14%), в январе 2002 года – почти втрое больше (29—11%).
       Спасительной для собственного будущего представляется на сегодняшний день (впрочем, как и на вчерашний) разве что высокая покупательная способность, возможность много получать от других людей. При том, что сама вера в людей (в других людей) из года в год снижается.
       Означает ли это, что в России происходят принципиальные ментальные изменения? Вряд ли: драматизировать нынешнюю ситуацию преждевременно. Бывали времена и покруче, причем не так давно. На памяти социологов и ныне живущих россиян есть год, когда надежды на будущее катастрофически уменьшались. По итогам уже упомянутого 1992-го уверенность в будущем повысилась у 6% россиян, а понизилась согласно данным ВЦИОМа у 39%.
       Но мы это пережили.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera