Сюжеты

СЕЗОН ОХОТЫ НА КОШЕЛЬКИ

Этот материал вышел в № 19 от 18 Марта 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

От каждого — по потребностям власти? Реформы бывают двух видов — честные и жульнические. И различить их очень просто. Честная реформа всегда проста, а потому ее смысл излагается кратко и ясно. Честным реформаторам ведь нечего скрывать от...


От каждого — по потребностям власти?
       

  
       Реформы бывают двух видов — честные и жульнические. И различить их очень просто. Честная реформа всегда проста, а потому ее смысл излагается кратко и ясно. Честным реформаторам ведь нечего скрывать от общества. Жульническая реформа всегда сложна, а потому ее смысл излагается запутанно и многословно. Так как только таким способом «реформаторы» могут скрыть свои истинные намерения.
       С коммунальной реформой тянули десять лет вовсе не потому, что не знали, как подступиться к проблеме. А по той простой причине, что нельзя народ кидать без передышки. Он же должен хоть как-то успевать зализывать раны и приспосабливаться к очередному уровню бедности.
       Поэтому кидание шло строго в порядке очереди – сначала с помощью инфляции, затем через ваучеры, потом дефолтом. Теперь же просто пришло время следующего кидания – коммунального.
       В пользу такой версии «реформирования» говорит и тот факт, что каждое кидание делалось по плану – раз в три года. Если учесть, что реально коммунальная «реформа» в виде беспардонного повышения цен началась еще в прошлом году, получается прямо-таки неумолимая периодичность – 1992-й, 1995-й, 1998-й и теперь 2001 год. Видимо, либеральные реформаторы так оригинально перестроили свое плановое мышление – с пятилеток на трехлетки.
       Так что не зря все обсуждение коммунальной реформы свелось к разговорам о том, что «бюджету не под силу содержать коммуналку» и «во всем мире люди сами за себя платят». И в речах реформаторов начисто отсутствовали технические подробности – народу, по сути, говорились напутственные слова, чтобы он не слишком обижался, что его отправляют бомжевать.
       
       До сих пор никому из авторов-реформаторов ЖКХ как до прозы коммунальной деятельности, так и до прозы жизни простого народа никакого дела не было. Задача стояла одна: как бы ловчее и непосредственнее кинуть народ под коммунальщиков. А там пусть они хоть передушат друг друга. Главное, чтобы все было, как в той бандитской присказке: «деньги ваши – стали наши».
       Эта присказка упомянута неслучайно. Потому что рассказы про то, как государство содержит коммунальную сферу, являются обычным словоблудием. Так как бюджет формируется из денег, которые собираются с народа.
       Другое дело, что для власти в бюджете никогда не бывает много денег. Потому что идет непрерывное разрастание аппарата – главной опоры нынешней власти. А новых бюрократов надо кормить. Да и приворовывать давать. Так как на официальную зарплату не то что служить опорой власти, штаны поддерживать сложно. Именно поэтому все начальственные идеи о реформировании ЖКХ всегда преследовали единственную цель – переложить на граждан расходы на коммуналку.
       Остроту проблеме придавало еще одно немаловажное обстоятельство. Дело в том, что за десять лет цены на коммунальные услуги выросли настолько, что та доля, которую оплачивали граждане (40%), уже полностью покрывала себестоимость услуг. Поэтому 60% бюджетных дотаций просто разворовывались муниципальными чиновниками и их партнерами-коммунальщиками. На более высоких этажах власти в конце концов пришли к выводу: все, что в бюджет собирают налоговики, должно доставаться только чиновникам. Тогда как коммунальных начальников надобно перевести на подножное питание – пусть целиком и полностью кормятся напрямую от народа. Мол, бюджетные средства им воровать не по чину.
       Разобравшись в рамках нашей акции с сутью властного варианта «жилищно-коммунальной реформы», мы занялись собственным анализом проблем этой многострадальной сферы. И достаточно быстро поняли простую вещь: все эти проблемы раздуты искусственно. И только с одной целью – приучить народ к мысли, что «так жить нельзя».
       Жульническая реформа обязательно сопровождается всякого рода шоу. Потому что она преследует совсем другую цель, а вовсе не ту, которая объявляется. И это противоречие надобно скрыть всеми доступными способами. В чем и заключается секрет идиотской, со всех точек зрения, кампании по «добровольному переходу к оплате 100-процентной стоимости услуг». Потому что, пока граждане два месяца дивились начальственному кретинизму, реформаторы практически без помех двигали свои планы в жизнь.
       Честным реформаторам нечего скрывать. Отсюда и ясность их намерений, и понятность их действий. Чтобы проиллюстрировать эту мысль и заодно продемонстрировать жульнический характер нынешней «коммунальной реформы», мы попробовали собственными силами разработать честный проект коммунальной реформы. Все-таки ЖКХ не «бином Ньютона», поэтому его «невероятные сложности» нас не испугали.
       Так как наш вариант преследует интересы только народа и российского общества и совершенно игнорирует криминальные потребности власти, чиновников и коммунальщиков, проект получился удивительно короткий – всего на полторы страницы. Хотя, как нам кажется, решает все реально существующие проблемы коммунальной сферы. Причем уже проверенным способом – нашим собственным рублем. С помощью которого не так давно мы сами смогли реформировать, казалось бы, принципиально к этому не пригодные советские торговлю и автосервис.
       
ПРОЕКТ КОММУНАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ ОТ «НОВОЙ ГАЗЕТЫ»
       
       1. Любая деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства должна быть признана естественно монопольной. Расценки на все виды услуг и работ в этой сфере деятельности должны устанавливаться специально организованной «Федеральной коммунальной комиссией» при правительстве РФ. Эта же комиссия должна устанавливать районные коэффициенты к федеральным расценкам.
       Эта мера позволит в какой-то мере ограничить безудержный рост цен в коммунальной сфере.
       2. Переход на 100-процентную оплату воды и тепла должен производиться только после установки счетчиков. Обеспеченным гражданам — за их счет, малообеспеченным – за счет бюджета. Оплата воды и тепла по нормативам допускается только в добровольном порядке, причем согласие должно быть ежегодно подтверждено.
       Эта мера переведет оплату воды и тепла на предусмотренную российским законодательством форму и покончит с массовым мошенничеством при продаже их населению.
       3. Переход на регулирование отношений между гражданами и коммунальными службами индивидуальными «Договорами о техническом обслуживании». Договор должен полностью соответствовать требованиям Гражданского кодекса РФ, предусматривать все необходимые взаимные права и ответственность сторон вплоть до возможности применения гражданами штрафных санкций к коммунальным службам. К договору должны прикладываться все необходимые расчеты и обоснования по всем видам работ – сметы, расценки, расчеты доли каждого жильца в оплате работ.
       При изменении расценок коммунальные службы должны предоставлять обновленные обоснования стоимости своей работы. Договоры должны предусматривать ежемесячное предоставление гражданам подробных счетов с указанием отдельной строкой каждого платежа. Договоры должны предусматривать предоставление жильцам отдельных счетов за проведение всех видов разовых работ (ремонт, благоустройство и т.п.), снабженных подробным технико-экономическим обоснованием.
       Учитывая, что реформа ЖКХ касается всех без исключения граждан страны, разработку стандартной формы «Договора индивидуального технического обслуживания» поручить правовому управлению администрации президента. С одной стороны, коммунальщикам будет затруднительно подкупить кремлевских чиновников и получить удобный для себя вариант договора. С другой стороны, президентские правоведы вряд ли рискнут подсунуть народу халтуру – так ненароком можно и президентский рейтинг приспустить.
       Такая организация отношений между коммунальщиками и гражданами позволит последним оплачивать только те услуги, которые реально предоставляются. И оплачивать только реально выполненный объем работы. Кроме того, полноценный договор сделает экономические отношения в коммунальной сфере почти полностью прозрачными и в разы снизит уровень коррупции. Так как позволит любому гражданину посадить в тюрьму пойманного за руку коммунального мошенника.
       4. Распустить «Товарищества собственников жилья» (ТСЖ) и уволить всех «старших по подъезду». Эти конторы и надсмотрщики только увеличивают степень бюрократизации коммунальной сферы. Индивидуальный договор на обслуживание между гражданином и профессиональной коммунальной организацией устанавливает прямые и простые экономические отношения потребителя с продавцом услуг. И не требует для своего выполнения бюрократических посредников или надзирателей.
       Вместе с ТСЖ необходимо распустить все «Жилищно-строительные кооперативы». Сегодня собственники жилья имеются не только в ЖСК, но и в муниципальных домах. Поэтому коллективная форма собственности на дом потеряла экономический смысл. Все дома должны передаваться на баланс соответствующих ДЭЗов (ЖЭКов), а все граждане должны обслуживаться по одинаковым правилам. Клиенты коммунальщиков должны делиться только на собственников жилья и арендаторов, и с каждой категорией граждан должны заключаться специальные договоры.
       Такой подход снизит степень бюрократизации и повысит прозрачность жилищно-коммунальной сферы.
       5. Конкуренция между жилищно-коммунальными конторами бессмысленна в силу естественно-монопольного характера их деятельности.
       Требуется организация конкуренции только между претендентами на должности руководителей коммунальных организаций. Взамен повсеместно практикуемого сегодня назначения за взятки, в результате чего ЖКХ медленно, но верно переходят под контроль организованной преступности.
       Необходимо перейти к конкурсному назначению всех руководителей жилищно-коммунальной сферы. Естественно, что конкурсы должны быть открытыми, а механизм их проведения регламентирован так же подробно, как парламентские выборы.
       Такой подход позволит перейти к кадровому оздоровлению жилкомхоза, без которого невозможно улучшение технического обслуживания жилого фонда.
       

       
       Аналитический отдел «Новой газеты»

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera