Сюжеты

СЫРЬЕВОЙ ПРИДАТОК ДЛЯ ЗАПАДНЫХ СЛАВИСТОВ

Этот материал вышел в № 19 от 18 Марта 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Книга — лучший подарок. Но упаковка!.. Книга в России – культовый предмет. Издательское дело – одно из самых прибыльных. Читатель – массовый. И при всех этих благоприятных исходных данных на международном книжном рынке отечественная...


Книга — лучший подарок. Но упаковка!..
       
       Книга в России – культовый предмет. Издательское дело – одно из самых прибыльных. Читатель – массовый. И при всех этих благоприятных исходных данных на международном книжном рынке отечественная продукция имеет совершенно нетоварный вид. Я говорю не об авторских текстах, хотя и они не нарасхват, а о конвертируемом типе книг – фотодокументалистика, фотобиографии, альбомы по живописи, детские книги, о тех, где дизайн, изобразительный и вербальный ряд слиты воедино.
       Наше и западное представление о том, как должна выглядеть такая книга, на сегодняшний день здорово разнятся.
       Наша основная проблема – полная неадекватность масштаба материала уровню его подачи. Текст справа – картинка слева, текст слева – картинка справа, текст вверху – картинка внизу, текст внизу – картинка вверху. Вот и все, на что мы способны. В таком решении нет ничего криминального. Но когда речь идет о материале, где видеоряд так же важен, как и слово, продвинутые европейские издания давно питаются от достижений документального кино с его драматургией, законами монтажа, пластическим ритмом, где изображение переходит в текст, а текст — в изображение. Они не боятся пауз, пустот на листе бумаги, тишины, молчания. У нас же от этих эмоциональных приемов шарахаются, предпочитая убористые, под завязку забитые текстом страницы.
       Такое впечатление, что для нашего книгоиздания эра электронной верстки со всем невероятным диапазоном режиссуры, которые она дает, еще не наступила. В результате мы и здесь оказываемся в роли сырьевых придатков.
       К русской культуре большой интерес, иностранцы постоянно пасутся в наших архивах. Но на самом деле это вынужденные археологические экспедиции. Все эти иностранцы с удовольствием получали и покупали бы информацию уже в готовом товарном виде.
       За границей огромный спрос на русскую фотографию 20-х, 30-х, 40-х годов. Как-то я попала на два дня в университетский городок недалеко от Нью-Йорка. И там проходила выставка знаменитых мастеров российской фотографии Гринберга и Родченко. Альбомы с их работами, выполненные стильно и современно, повсюду уходили бы влет. Но мы не умеем делать такие альбомы.
       Один из продюсеров знаменитого фильма о Святославе Рихтере рассказывал мне, что только сбор архивного материала занял несколько лет и стоил около четырех миллионов долларов. У нас такой роскоши не могут позволить себе ни кинодокументалисты, ни книгоиздатели. Вот и получается, как говорил Г. Нейгауз: «Все хорошо играют, только слушать некого».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera