Сюжеты

ПЫТКА САМОБЫТНОСТЬЮ

Этот материал вышел в № 20 от 21 Марта 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Украинская культура похожа на самогон. А должна быть, как горилка. С перцем С начала марта в шести городах Украины (Львов, Одесса, Харьков, Ивано-Франковск, Днепропетровск, Донецк) проводился фестиваль «Культурные герои». Разнообразные...


Украинская культура похожа на самогон. А должна быть, как горилка. С перцем
       
       С начала марта в шести городах Украины (Львов, Одесса, Харьков, Ивано-Франковск, Днепропетровск, Донецк) проводился фестиваль «Культурные герои». Разнообразные специалисты искали хороших художников, поэтов, театралов и музыкантов. Лучших вывезли в Киев на итоговый пятидневный фестиваль. По центральному промосковскому каналу «Интер» активно крутилась реклама. Директор телекомпании Александр Зинченко — кандидат в Верховную раду от СДПУ(О) — (их СПС). Выборы — совсем скоро.
       Все уже было точно так же у нас около трех лет назад. Социал-демократ Сергей Кириенко спонсировал фестиваль «Неофициальная Москва» накануне мэрских выборов. Чуть позже похожая акция проводилась в Питере. Художественным воплощением во все времена занимался известный галерист Марат Гельман. Теперь он развернул свою деятельность и на Украине: «Хочется участвовать там, где все начинается. Украина окончательно превратилась в полноценную европейскую страну, но художественного рынка здесь нет. При этом это абсолютно здоровая культурная страна. Мне нравится, что здесь нет этих дурацких разговоров о собственном пути, как в России».
       Своя культура Украине действительно нужна. Глупо не иметь ее стране, где находится корень славянства.
       Проглотив установку на самобытность, украинские «Культурные герои» принялись искать себя. Преимущественно в том, что уже было. Во всяком случае, нас подобными художественными проявлениями не удивить — по московским меркам все происходившее на фестивале выглядело немного наивно.
       ...Пришли смотреть «Одесский видеоарт». Авторскую съемку показывали по телевизору в подвале. Название помещения — арт-клуб «Нi, наша Украина». (Что значит «Hi», не знает никто. Кто-то переводит с английского: «здравствуй», кто-то с украинского: «нет». Кому как нравится. Вроде как фишка.)
       В углу подвала — экран. На экране — лестницы. Лестницы идут вверх, вниз, винтовые лестницы спускаются винтом. Понятно — по лестницам бегает человек с камерой и все снимает. Иногда показывают и его. Без камеры.
       Народу немного — лень смотреть концептуальный телевизор с утра. Тем более что в Киеве — плюс пятнадцать. Светит солнце, и много хорошего пива разных сортов. Увы, для большинства это важнее искусства. Поэтому в подвале-клубе — только создатели и ценители. То есть журналисты.
       Вечером возвращаемся сюда же — по программе заявлен концерт с названием «Кислый джаз». Долго не можем войти — аншлаг. Чтобы не упасть, я цепляюсь рукой за красный шланг. Наверное, что-то от пожара. Много дыма и маленькая сцена. Послушать обещанный эйсид-джаз не удалось — выступала группа, играющая нью-эйдж. Красивая девушка-гречанка с большой попой широко открывала рот и подпевала музыке. Почему-то коллектив назывался «Собака Павлова». Кто собака, непонятно, но проект — достойный даже для Москвы... Потом были диджеи. Двое парней лабали смесь лаунджа с брейк-битом. Опять же не джаз. Хотя публику, похоже, мало волновало несоответствие музыкальных жанров. Народ даже пытался поплясать. В танце локти наглухо упирались в спину соседа. Тесно. Душно...
       «Основная проблема украинского искусства в том, что здесь отсутствуют критики, — считает Марат Гельман. — Кроме того, местные политики должны осознать, что европейская страна должна иметь свое искусство и как-то это финансировать. Тогда что-то получится».
       Говорят, на проведение фестиваля кому-то наверху дали 100 000 долларов. Под расписку. Музыканты радовались, если доставалось по сто на группу.
       Когда нет денег, нет энтузиазма, конкурентной борьбы и нормальных «культурных мест». Даже в Киеве очень мало приличных концертных площадок. Один из общепризнанно крутых клубов — «Бадди Гай» в переулке Крещатика. Помещение внизу закусочной — в два раза меньше актового зала в детском саду. Сцена, барная стойка, несколько столиков. Вход в обычные дни (когда концерты) — 15 гривен, это около ста рублей. По киевским меркам дорого.
       Люди сидят на полу и друг у друга на головах. В рамках фестиваля здесь — рок-команды из разных городов, «Культурные герои». Люди платят деньги, чтобы постоять в проходе.
       Вокалист львовской команды «Мертвый пивень» («Дохлый петух») по манере петь и трясти телом сильно смахивает на земляка Славу Вакарчука из «Океана Эльзы». Говорят, львовская школа. Хотя почему-то за долгие годы существования «петух» хитов не произвел.
       Пока поют «петухи», в гримерке разминается барабанщик группы ДНК — стучит палочками по коленкам, ботинкам. Рядом, сидя на полу, зажал тамтамчик между коленками перкуссионист. Постукивает. В гримерку входит китайского вида мужчина. Подходит к шкафчику — снимает штаны. Это официант кабачка, который сверху. Мужчина закончил смену и пришел переодеться. Трехметровая комнатка — раздевалка персонала и гримерка музыкантов. Стульев нет. Налицо дефицит места для культуры...
       На сцену выходит «Пасхальное шествие» — команда из прогрессивного города Харькова. Вокалист тщательно пытается копировать певческую манеру Леонида Федорова, так что получается почти «АукцЫон». Но играют хуже. Такая вот украинская самобытность.
       Гельман утверждает: особенность малороссийской культуры в том, что на Украине нет единого культурного центра: «Когда проводилась «Неофициальная Москва», в столицу на ПМЖ переехали около 30 деятелей. Здесь такого произойти не может — все города культурно равнозначны. Каждый — по-своему столица. Лучшие журналы выходят в Днепропетровске. Львов считает себя столицей Запада, Днепропетровск — столица русских украинцев. В Харькове находится мировая школа фотографии, с Одессой тоже все понятно».
       Может быть, я плохо смотрела, но особой разницы между творчеством городов пока не увидела.
       Похоже, у большинства укрхуддеятелей срабатывает установка: главное, чтобы было модно. Самобытность притягивается за уши к стереотипам. Пафос, красивые иностранные слова. В процессе стремления к оригинальности некоторые мастера перестают понимать, что делают.
       ...На художественной выставке вывесили большой (метр на два) рентгеновский снимок влюбленных. Ничего особенного — так, целующиеся скелеты...
       Все это уже было. В Лондоне... Мюнхене... Москве...
       Наверное, стать самобытным значит перестать оглядываться, вспомнить корни и найти свое. Я так думаю: украинская истина ближе к земле. К трем метрам чернозема и Николаю Гоголю, который прекрасно обходился без слов «арт» и «перфоманс». И уж точно был культурным героем.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera