Сюжеты

«ПО НИТОЧКЕ, ПО НИТОЧКЕ…»

Этот материал вышел в № 20 от 21 Марта 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Песенка была такая попсовая, незатейливая. В ней девушка взывала к сочувствию: мол, не желает быть подвешенной на ниточке куклой, а желает быть, наоборот, живой. Это ж кому не захочется? Правда, не у всех выходит. Вот у персонажей нового...


       
       Песенка была такая попсовая, незатейливая.
       В ней девушка взывала к сочувствию: мол, не желает быть подвешенной на ниточке куклой, а желает быть, наоборот, живой. Это ж кому не захочется? Правда, не у всех выходит. Вот у персонажей нового фильма Юрия Кары «Я – кукла» не вышло. Буквально ни у одного.
       
       Первая «кукла» в этом кино – главный кумир девушек страны Александр Домогаров. И в фильме все девушки и тетеньки буквально стонут при появлении его героя с победительным именем Виктор, и… моментально обнажаются. Он же милостиво принимает их восхищение. «Куклой» Виктор становится поневоле. Безвинно осужденный «на вышку», оказывается в одном таинственном лагере, будто бы ГРУшном. На таких, как он, смертниках-«куклах» доблестные спецназовцы отрабатывают мастерство. Представляет себе это режиссер Кара довольно условно. Загон за решеткой, среди публики — в основном жены комсостава, пьяные от вида бойни. За решеткой — настоящие гладиаторские бои на выживание «куклы». Ее содержат, как скотину, дают глодать кости и дубасят, как грушу, всем — от кулаков до нунчаков и снайперской винтовки. Сцены «в загоне» сняты, как фильм-спектакль. На выживание. Выживание зрителя.
       Сюжет пересказывать не буду. Бессмысленно. То есть сама история не выстроена, логические и временные связи нарушены. Автор повести, на мотивах которой «мечется», словно запутавшийся в «ниточках» сюжет, малоизвестный писатель Евгений Кукаркин. На вопрос журналистов: «Много ли у него литературных произведений?» седовласый Кукаркин отвечает с достоинством: «Много. Четыре». Тут и закрадывается подлая мысль, а не первым ли из четырех была «Кукла»?
       Вторую «куклу», то есть героиню фильма зовут Герда. Железная Герда – снайпер и охотно воюет наемником на какой угодно стороне. На нетактичное мужское прикосновение у златокудрой бестии, эротично затянутой в кожу, всегда припасен ответ — выстрел. Такой пристрелянной Герде нужен особый Кай. Но даже ей, разглядывающей мир через снайперский прицел, нужен «берег», в данном случае Турецкий, то есть сам Домогаров, которого от серийного «Турецкого» оторвать почти невозможно. В финале белогривая Герда, только что прострелившая из винтовки голову ребенку, делает «турецкому берегу» предложение, намекает, какой хорошей женой она могла бы стать. Но у «берега» уже пришвартовалась другая «кукла»…
       Есть в фильме свое режиссерское своеобразие. История движется зигзагообразными виражами, монтажные стыки вызывают оторопь. В самый жизнеопасный для героя момент Герда, к примеру, задушевно спрашивает его, помнит ли он их первую встречу. И действие впрямь вдруг забывается ностальгически-лирическим сном про давние «стрельбы», с головой бросаясь в мутный омут прошлого.
       Особенно ловко под изображение подложена музыка. Вот идет «охота» на героя-«куклу». Девушка-снайпер целится в него из прикрытия — звучит героическая тема из «Спартака». Но герой буквально по-спартаковски «укладывает» снайпершу на землю. Тут из кустов выпрыгивает ее подруга, чтобы добить «куклу» Виктора, но героическая тема съезжает в еще более хрестоматийную тему «любви». Снайперу и Виктору ничего не остается, как броситься в объятия друг другу и застыть в долгом поцелуе. Долгом, пока не закончится тема. Так-то… Зритель начинает сползать от хохота со стула. А режиссеру обидно. После просмотра он прямо скажет зрителю: «Так себя во время просмотра не ведут». Но если ты хочешь снять жесткую драму, а выходит, наоборот, комедия положений, что же на зеркало, в смысле на экран, пенять?
       Особенно авторы фильма гордятся сценами боев и мастерским использованием в них грима. И правда, эпизоды выполнены профессионально. Руки выламываются так, что мясо и кости – наружу. Глаза тоже очень ловко выкатываются из глазниц и повисают на чем-то ненадежном. Для тех же, кому сцен, иллюстрирующих разнообразную «патологию челюстно-лицевых травм», покажется мало, припасены другие «радости» — разнообразные девушки в неглиже и вовсе без оного. В общем, «зрителям до 16-ти смотреть не рекомендуется». …А после 16-ти зрители и сами такое кино смотреть не захотят.
       
       P. S. Когда-то Юрий Кара снял совсем неплохую картину «Завтра была война» по повести Бориса Васильева. В том фильме были люди, их судьбы. И было Время. Чего только не случилось за эти годы: и в стране, и в судьбе самого Кары. Например, не вышел его многострадальный фильм «Мастер и Маргарита». Сорвался фантастический проект, который Кара должен был снимать в космосе на станции «Мир». Не случилось многое из задуманного. Но вот после показа новоиспеченной картины «Я – кукла» думается: «А может, это к лучшему, что не случилось?..»
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera