Сюжеты

«ПО НИТОЧКЕ, ПО НИТОЧКЕ…»

Этот материал вышел в № 20 от 21 Марта 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Песенка была такая попсовая, незатейливая. В ней девушка взывала к сочувствию: мол, не желает быть подвешенной на ниточке куклой, а желает быть, наоборот, живой. Это ж кому не захочется? Правда, не у всех выходит. Вот у персонажей нового...


       
       Песенка была такая попсовая, незатейливая.
       В ней девушка взывала к сочувствию: мол, не желает быть подвешенной на ниточке куклой, а желает быть, наоборот, живой. Это ж кому не захочется? Правда, не у всех выходит. Вот у персонажей нового фильма Юрия Кары «Я – кукла» не вышло. Буквально ни у одного.
       
       Первая «кукла» в этом кино – главный кумир девушек страны Александр Домогаров. И в фильме все девушки и тетеньки буквально стонут при появлении его героя с победительным именем Виктор, и… моментально обнажаются. Он же милостиво принимает их восхищение. «Куклой» Виктор становится поневоле. Безвинно осужденный «на вышку», оказывается в одном таинственном лагере, будто бы ГРУшном. На таких, как он, смертниках-«куклах» доблестные спецназовцы отрабатывают мастерство. Представляет себе это режиссер Кара довольно условно. Загон за решеткой, среди публики — в основном жены комсостава, пьяные от вида бойни. За решеткой — настоящие гладиаторские бои на выживание «куклы». Ее содержат, как скотину, дают глодать кости и дубасят, как грушу, всем — от кулаков до нунчаков и снайперской винтовки. Сцены «в загоне» сняты, как фильм-спектакль. На выживание. Выживание зрителя.
       Сюжет пересказывать не буду. Бессмысленно. То есть сама история не выстроена, логические и временные связи нарушены. Автор повести, на мотивах которой «мечется», словно запутавшийся в «ниточках» сюжет, малоизвестный писатель Евгений Кукаркин. На вопрос журналистов: «Много ли у него литературных произведений?» седовласый Кукаркин отвечает с достоинством: «Много. Четыре». Тут и закрадывается подлая мысль, а не первым ли из четырех была «Кукла»?
       Вторую «куклу», то есть героиню фильма зовут Герда. Железная Герда – снайпер и охотно воюет наемником на какой угодно стороне. На нетактичное мужское прикосновение у златокудрой бестии, эротично затянутой в кожу, всегда припасен ответ — выстрел. Такой пристрелянной Герде нужен особый Кай. Но даже ей, разглядывающей мир через снайперский прицел, нужен «берег», в данном случае Турецкий, то есть сам Домогаров, которого от серийного «Турецкого» оторвать почти невозможно. В финале белогривая Герда, только что прострелившая из винтовки голову ребенку, делает «турецкому берегу» предложение, намекает, какой хорошей женой она могла бы стать. Но у «берега» уже пришвартовалась другая «кукла»…
       Есть в фильме свое режиссерское своеобразие. История движется зигзагообразными виражами, монтажные стыки вызывают оторопь. В самый жизнеопасный для героя момент Герда, к примеру, задушевно спрашивает его, помнит ли он их первую встречу. И действие впрямь вдруг забывается ностальгически-лирическим сном про давние «стрельбы», с головой бросаясь в мутный омут прошлого.
       Особенно ловко под изображение подложена музыка. Вот идет «охота» на героя-«куклу». Девушка-снайпер целится в него из прикрытия — звучит героическая тема из «Спартака». Но герой буквально по-спартаковски «укладывает» снайпершу на землю. Тут из кустов выпрыгивает ее подруга, чтобы добить «куклу» Виктора, но героическая тема съезжает в еще более хрестоматийную тему «любви». Снайперу и Виктору ничего не остается, как броситься в объятия друг другу и застыть в долгом поцелуе. Долгом, пока не закончится тема. Так-то… Зритель начинает сползать от хохота со стула. А режиссеру обидно. После просмотра он прямо скажет зрителю: «Так себя во время просмотра не ведут». Но если ты хочешь снять жесткую драму, а выходит, наоборот, комедия положений, что же на зеркало, в смысле на экран, пенять?
       Особенно авторы фильма гордятся сценами боев и мастерским использованием в них грима. И правда, эпизоды выполнены профессионально. Руки выламываются так, что мясо и кости – наружу. Глаза тоже очень ловко выкатываются из глазниц и повисают на чем-то ненадежном. Для тех же, кому сцен, иллюстрирующих разнообразную «патологию челюстно-лицевых травм», покажется мало, припасены другие «радости» — разнообразные девушки в неглиже и вовсе без оного. В общем, «зрителям до 16-ти смотреть не рекомендуется». …А после 16-ти зрители и сами такое кино смотреть не захотят.
       
       P. S. Когда-то Юрий Кара снял совсем неплохую картину «Завтра была война» по повести Бориса Васильева. В том фильме были люди, их судьбы. И было Время. Чего только не случилось за эти годы: и в стране, и в судьбе самого Кары. Например, не вышел его многострадальный фильм «Мастер и Маргарита». Сорвался фантастический проект, который Кара должен был снимать в космосе на станции «Мир». Не случилось многое из задуманного. Но вот после показа новоиспеченной картины «Я – кукла» думается: «А может, это к лучшему, что не случилось?..»
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera