СюжетыОбщество

ГАРРИ ПОТТЕР И ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

Этот материал вышел в номере № 20 от 21 Марта 2002 г.
Читать
Сегодня на российские экраны выходит фильм «Гарри Поттер и философский камень». Премьеру этой картины, снятой режиссером Крисом Коламбусом по одноименной сказке английской писательницы Джоан Ролинг, зрители ждут с таким же нетерпением, с...

С

егодня на российские экраны выходит фильм «Гарри Поттер и философский камень». Премьеру этой картины, снятой режиссером Крисом Коламбусом по одноименной сказке английской писательницы Джоан Ролинг, зрители ждут с таким же нетерпением, с каким месяц назад ждали премьеру первой части трилогии «Властелин колец». Идея снять фильм о приключениях юного колдуна Гарри Поттера возникла уже давно, однако Джоан Ролинг не торопилась давать согласие на экранизацию своей повести. «Меня пугало, что из книги, в которую я вложила всю свою душу, могут сделать пошлое и насквозь коммерческое кино», — заявила писательница...

П

ереговоры с продюсерами длились почти год, потом были долгие месяцы согласований и увязок. Сценарий писался под строгим руководством Ролинг, она же сказала свое веское слово при выборе актеров. Режиссер Крис Коламбус постарался максимально точно следовать всем рекомендациям Джоан, и в итоге миссис Ролинг осталась довольна художественной стороной кинокартины.

Финансовая же сторона этого проекта стала очередной поттерианской сенсацией. К настоящему времени кассовые сборы этого фильма, который вышел на экраны в ноябре минувшего года, составили более 926 миллионов долларов. Таким образом, «Гарри Поттер и философский камень» занял второе место по сборам за всю историю мирового кинематографа. Напомню, что абсолютный рекорд в этой области принадлежит фильму «Титаник». Таким образом, фильм повторил судьбу книги.

Волшебные истории были популярны во все времена. Древние ирландцы рассказывали друг другу истории про злых гномов и лесных духов, у средневековых немцев большим успехом пользовались байки о чертях и ведьмах, а современники лорда Байрона очень любили готические повести о вампирах и призраках. В те далекие годы еще не было такого строгого разделения литературы на детскую и взрослую, так что рассказы о чудесах и магии находили себе поклонников среди людей самых разных возрастов. Но, как показывает опыт, ситуация не изменилась и по сей день.

Феерический успех серии повестей Джоан Кэтлин Ролинг о приключениях Гарри Поттера стал одной из главных книжных сенсаций последнего времени. Волшебная сказка, написанная скромной английской учительницей, была переведена на 47 языков, а ее суммарный тираж превысил 100 миллионов экземпляров.

Первые строки первой книги о Гарри Поттере были написаны Джоан Ролинг в поезде, следовавшем по маршруту Манчестер—Лондон. Через пару месяцев, сидя в одном из эдинбургских кафе, молодая женщина прочитала свои записи и решила сделать из этого наброска что-нибудь более масштабное. Например, повесть. Прошло пять лет, и на свет появилась книга «Гарри Поттер и философский камень». И в июле издательство Scholastic выпустило книгу на американский рынок. Забавная деталь: в США повесть вышла под названием «Гарри Поттер и волшебный камень». Американские издатели сочли, что словосочетание «философский камень» может отпугнуть покупателей, которые не интересуются философией и прочими «заумными» материями.

С этого момента Джоан Ролинг, скромная учительница английского языка, превратилась в известную писательницу Дж. К. Ролинг. Успех был оглушительным и беспрецедентным. Поражало то, что никому не известная молодая писательница в одночасье затмила и Джона Гришэма, и Терри Пратчетта, чьи произведения из года в год возглавляли списки самых продаваемых книг.

В 2000 году первое издание повести «Гарри Поттер и огненный кубок» вышло тиражом в 5 миллионов 300 тысяч экземпляров. Мир захватила настоящая поттеромания. Британский тираж поступил в продажу не утром, как обычно, а в пять часов вечера, в противном случае почти все английские школьники сбежали бы с уроков, чтобы поскорее купить себе долгожданную книгу.

С тех самых пор, как первая из книг о приключениях Гарри стала набирать популярность, критики и социологи не перестают спорить о причинах такого успеха. Особое удивление вызвал тот факт, что серьезные взрослые люди, которым и в голову не придет прочитать, например, «Карлсона», с удовольствием читают «Гарри Поттера». И не просто читают – они проглатывают книгу за книгой.

Причины успеха «Гарри Поттера» среди детей понятны. Главный герой, одиннадцатилетний мальчик, живущий серой и скучной жизнью, внезапно узнает, что он – потомок знаменитых волшебников. Его отправляют в Хогвартс, школу магии, где с ним происходит множество головокружительных, хотя и опасных приключений. Гарри – настоящий детский герой, воплощение мечты ребенка об идеальной жизни.

Он могущественный волшебник, которого не так-то легко обидеть, и даже самые заклятые враги относятся к нему с невольным уважением. Ребенок понимает, что он мало похож на супергероев из книг и мультфильмов. А Гарри Поттер – это он сам, причем не в абстрактном будущем, а прямо здесь и прямо сейчас. В любую минуту может прилететь сова, у которой в клюве будет конверт, украшенный четырехцветным гербом Хогвартса. И я не удивлен, что с появлением книг о Гарри Поттере дети забросили невнятных покемонов и углубились в чтение сказок Джоан Ролинг.

В

зрослые читают эту книгу по той простой причине, что она интересна и хорошо написана. Я категорически не согласен с британским писателем и критиком Энтони Холденом, заявившим, что «в художественном отношении книги о Гарри Поттере лишь немногим превосходят тексты песен группы Spice Girls». «Гарри Поттер» — это детская сказка, и было бы бессмысленным искать в ней глубинный психологизм Достоевского или виртуозную стилистику Сомерсета Моэма. Зато в ней есть занимательность, динамичность и детальная проработка сюжета. Это, если можно так выразиться, очень обаятельная книга.

Однако не одни только художественные достоинства текста заставляют взрослых читателей днями напролет просиживать за повестями о приключениях одиннадцатилетнего волшебника. Конечно, в этой популярности есть некоторая доля эскейпизма. В нашем мире, полном войн, насилия и нестабильности, так хочется найти островок спокойствия, куда не долетают отголоски бурь из нашей суровой реальности. И серьезные взрослые люди с удовольствием погружаются в сказочный мир Дж. К. Ролинг, где обыденная жизнь чудесным образом переплетается с волшебством. В конце концов, откуда мы знаем, что среди нас не живут древние маги? «Может быть, письменный стол превращается в кенгуру, как только вы отворачиваетесь, и обретает прежний облик, когда вы вновь обращаете на него внимание», — сказал в свое время Бертран Рассел.

К

стати, именно тема магии в книгах о Гарри Поттере стала объектом жесткой критики со стороны противников Джоан Ролинг. Комитеты, состоящие из деятелей церкви и общественно активных родителей, призывают бойкотировать ее книги. По их мнению, приключения Гарри Поттера пробуждают в детях интерес к оккультизму и колдовству.

Костры, в которых книги Ролинг горят вместе с досками для вызова духов, полыхают по всей Америке, а тайваньские пасторы и англий-

ские учителя призывают изъять истории о Гарри Поттере из школьных библиотек. Такая реакция, по меньшей мере, удивительна. Во многих волшебных сказках присутствуют колдовство и магия. Классические истории Ганса-Христиана Андерсена и братьев Гримм в гораздо большей степени пропитаны фольклорной мистикой, чем произведения Ролинг. Различие состоит в том, что писательница решила перенести персонажей из европейской мистической традиции в Англию наших дней. А волшебство в современном понимании — это оккультизм. Но все мы в детстве играли в волшебников, не задумываясь о Фулканелли и Трисмегисте.

По моему глубокому убеждению, интерес к потусторонним материям может родиться под влиянием книг Густава Майринка или Уолтера де ла Мара, но никак не Джоан Ролинг. К тому же повести этой писательницы не могут вызвать того нездорового сектантства, волну которого, к сожалению, породила другая замечательная книга – «Властелин колец» Толкиена.

Впрочем, не одну только Джоан Ролинг обвиняют в пропаганде оккультизма среди детей. Шестого сентября 1995 года туринская газета «Ла Стампа» напечатала большую статью под заголовком «Правда, что Мэри Поппинс – это Сатана?». Журналисты утверждали, что под маской необыкновенной няни скрывалось опасное существо, хорошо знакомое с ритуалами черной магии. Эта тема была подхвачена рядом итальянских газет, которые тиражировали все новые и новые материалы о связях Памелы Треверс, автора «Мэри Поппинс», с ведущими европейскими оккультистами.

Надо признать, что эзотерические мотивы в творчестве Памелы Треверс были выражены гораздо ярче, чем в книгах Джоан Ролинг. Если у последней оккультный символизм является лишь элементом формы, то Треверс, длительное время изучавшая теософию, подходила к делу гораздо серьезнее. «Было бы ошибочно считать мои повести сугубо детскими книгами. Они не в меньшей степени предназначены для взрослых читателей», — писала Треверс в письме к литературоведу Стефану Бергштейну.

Ж

изнь Памелы Треверс была долгой и очень яркой, похожей на авантюрный роман. Общеизвестно, что Треверс была сотрудником британской военной разведки. Увлечение шпионской романтикой всегда было свойственно классикам британской литературы, достаточно вспомнить Сомерсета Моэма и Грэма Грина. Однако мало кто знает о том, что автор «Мэри Поппинс» увлекалась эзотерикой, которая в начале прошлого века была модным светским хобби. Треверс всерьез занималась изучением тайных доктрин Блаватской и других мистиков теософского круга. Она познакомилась с Уильямом Батлером Йейтсом, известным поэтом, который возглавлял Орден Золотой Зари. Среди адептов этого ордена были такие незаурядные личности, как известный мистик и литератор Артур Мэйчен, а также маг-декадент Алистер Кроули.

Но наибольшее влияние на Памелу Треверс оказал Гурджиев, с которым она познакомилась в 1938 году в Париже. К этому моменту она уже завершила первые две книги о приключениях Мэри Поппинс, а во всех последующих повестях обязательно присутствовали закамуфлированные цитаты из гурджиевской философии.

Однако неправильно было бы обвинять писательницу в пропаганде оккультизма и уж тем более сравнивать Мэри Поппинс с адским демоном. Памела Треверс никогда не стремилась превратить свои книги в мистические труды. «Я хочу, чтобы люди всегда ощущали волшебство сказки, волшебство детства», — писала она в одной из своих статей. Для Памелы Треверс жизнь была интересной и восхитительной игрой. В книгах о Мэри Поппинс она утверждала, что все дети обладают самыми сокровенными знаниями о нашем мире, однако с возрастом все забывают, а их жизнь из волшебной сказки превращается в серую рутину. А сама Мэри была другой, «она выросла, но не забыла». Такой же была и Памела. В трудах мистиков она искала одну идею – идею о том, что наш мир совсем не так скучен, как может показаться. Жизнь волшебна и необычайна, надо только уметь это увидеть.

Конечно, книги Памелы Треверс и Джоан Ролинг очень разные, однако их объединяет одно – искренняя, детская любовь к чудесам. Я уверен, что через многие и многие годы и дети, и взрослые будут читать их с огромным интересом. Точно так же, как и «Маленького принца», и многие другие замечательные произведения тех авторов, которые, подобно Мэри Поппинс, сумели «вырасти, но не забыть».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow