Сюжеты

ПРО СТАРЫЕ АВТОМОБИЛИ И НОВЫЙ ФАСАД ЦЕНТРОБАНКА

Этот материал вышел в № 21 от 25 Марта 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Российское правительство проделает с иностранными автомобилями тот же трюк, что американское правительство – с российской сталью. Американцев попросило стальное лобби, наших – отечественные олигархи. Для того чтобы заставить российского...


       
       Российское правительство проделает с иностранными автомобилями тот же трюк, что американское правительство – с российской сталью. Американцев попросило стальное лобби, наших – отечественные олигархи.
       Для того чтобы заставить российского обывателя страдать за олигархов, хозяин купившего ГАЗ «Сибала» Олег Дерипаска и хозяин купившей УАЗ «Северстали» Алексей Мордашев даже забыли собственные – весьма крупные – счеты.
       Слов нет, если бы «Сибал» не купил ГАЗ в декабре 2000-го, завод был бы уже покойник. «Сибал» пришел на завод, с которого крали 80% запчастей и 100% автомобилей. (Первый, кого замели на торговле запчастями, был сын начальника заводской милиции – он лично руководил двумя «КамАЗами», вывозившими это добро с заводской территории.)
       Завода, по сути, не было: было некоторое количество сборочных линий, на которых из деталей, принадлежащих дилерам, собирались дилерам же принадлежащие автомобили, причем каждый собранный автомобиль приносил еще и 60 тыс. убытка.
       Единственные, кто получал хоть какие-то живые деньги, были фирмы, приватизировавшие части конвейера и производившие на нем достаточно бесполезные, но непременно оплачивающиеся живыми деньгами операции. Фирмы контролировали или воры, или начальство, или и те и другие вместе.
       На заводе висело 14 млрд руб. кредиторской задолженности, и хотя по сути своей это была задолженность перед бандитами и мошенниками, по форме она могла быть в любой момент взыскана, и в Нижнем имелась куча авторитетов, ментов и судей, готовых поддержать требование любого обиженного «Сибалом» дилера. И никакая западная фирма или госструктура не смогла бы вдумчиво и долго разъяснять каждому из этих персонажей, почему он не прав и что с ним случится, если он будет упорствовать в своей ереси.
       Однако после усмирения бунтующих дилеров и общей санации территории выяснилось, что у «Сибала» два пути. Путь первый – вкладывать в ГАЗ очень большие деньги и модернизировать производство. Путь второй: отменить вступление России в ВТО и повысить пошлины на иномарки. В этих условиях любой иностранный «Фиат» или «Форд», желающий проникнуть на российский рынок, будет вынужден начать с того, чтобы купить российский завод, – а какая еще лучшая для этого кандидатура, нежели вычищенный, централизованный ГАЗ?
       А это, знаете ли, уже нечестно. Потому что те несколько десятков миллионов долларов, которые составили бы разницу между вложениями «Сибала» в ГАЗ и его продажной ценой в рыночных условиях, были бы прямым и честным заработком «Сибала». А те несколько сотен миллионов долларов, которые составят разницу между вложениями «Сибала» и его продажной ценой в условиях протекционистского режима, будут вынуты из карманов российских автовладельцев.
       Кстати, о зачистках.
       Есть, по крайней мере, одно российское ведомство, дела в котором обстоят немногим лучше, чем на ГАЗе год назад, и это ведомство называется Центробанк.
       Это очень богатое ведомство: зарплата главы ЦБ вдвое превышает зарплату его американского коллеги Алана Гринспена (главы федеральной резервной системы США), компьютеров оно закупает на 300 млн долл. Денежные хранилища ЦБ заполнены на 5%, однако он все время строит новые. Центробанк отремонтирован так, что Кремль и «Мабетекс» отдыхают, — тем не менее каждую весну здание на Неглинке покрывается строительными лесами: рабочие отдирают лепнину и делают новую.
       Разница заключается в том, что на ГАЗе деньги просто воровали, а в ЦБ их печатают. Если учесть, что денежная база России (то есть количество находящихся в обращении денег) составляет 900 млрд руб., а ЦБ тратит в год 60 млрд руб., то получается, что одним своим существованием ЦБ потенциально портит национальную валюту примерно на 5%.
       Свои расходы ЦБ заметает, вводя скрытые дополнительные налоги на российских олигархов, — например, обязательную продажу 50% валютной выручки.
       Обязательная продажа валютной выручки приводит к тому, что российские предприятия не могут получить нормальные кредиты в западных банках (ибо условием предоставления такого кредита является открытие счета в банке-кредиторе с направлением части валютной выручки на погашение кредита).
       А отсутствие нормальных кредитов ведет к тому, что предприятия добирают свое лоббистскими решениями. То есть все, что Центробанк вытащил из кармана олигархов, олигархи пытаются вытащить из кармана населения.
       Честность председателя ЦБ впрямую влияет на курс рубля. Поэтому очень важно, что во главе ЦБ поставили Сергея Игнатьева, но еще важнее — хватит ли у Игнатьева сил почистить кадры в Центробанке так же основательно, как Дерипаска почистил ГАЗ.
       Вот пройдите мимо здания ЦБ на Неглинной через пару месяцев. Если здание вновь будет покрыто лесами (а из ЦБ никого не уволят), значит, рубль будет дешеветь. Примета такая.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera