Сюжеты

У КИНО С ТВ МОЖЕТ БЫТЬ РОМАН

Этот материал вышел в № 21 от 25 Марта 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Кинематографисты признали отныне и навсегда: не все многосерийные фильмы — сериалы, не все сериалы — «мыло» Смотрела сериал. Много думала. Не о том, что Хуан Луис (ах, подлец!) бросил свою Кумпарситу (ох, бедняжка!) и ушел к Хулио Гомесу...


Кинематографисты признали отныне и навсегда: не все многосерийные фильмы — сериалы, не все сериалы — «мыло»
       

  
       Смотрела сериал. Много думала. Не о том, что Хуан Луис (ах, подлец!) бросил свою Кумпарситу (ох, бедняжка!) и ушел к Хулио Гомесу (почему к нему?). А о том, что все собравшиеся на первом открытом пленуме Союза кинематографистов РФ, говорившие о проблемах и успехах сериалов, хотят одного: чтобы в России был хороший, качественный, добротный, финансируемый кинематограф — в больших или малых его формах.
       Как обычно, заплутались в терминологии. Признаем отныне и навсегда: не все многосерийные фильмы — сериалы, не все сериалы — «мыло». Нельзя назвать сериалами «Место встречи…» или «Семнадцать мгновений весны» — это полноценные кинофильмы.
       Каждый из них — кинороман, а это жанр (если угодно, формат), весьма предпочтительный для телевидения. В таком жанре Александр Митта снял «Границу», а на пленуме сказал: мы, дескать, можем работать с любыми форматами и снимать «простые» фильмы за две недели… И кинотелероман — та модель, которая должна развиваться. Будь я членом СК, голоснула бы своей зеленой карточкой «за».
       Раньше отечественных сериалов не было вовсе. Когда появились, их стали терпеть. «Клубничку», например, терпели — вероятно, за участие в съемках Демьяненко, Польских, Смирнитского, Ароновой, пусть и в примитивных декорациях, пусть и с дурацкими ролями. По мнению социологов, интерес к отечественным телесериалам рожден от любви зрителя к нашему кино. Жанр вторичен, первично желание увидеть наших актеров.
       Главное достижение последних пяти лет: было снято много русских сериалов, которые вернули и удержали аудиторию, а заодно и вытеснили зарубежного конкурента.
       Судя по рейтингам (а на телевидении рейтинг — бог!), аудитория «Убойной силы» (ОРТ, март 2000-го) превысила аудиторию «Поля чудес», некогда бешено популярной передачи. А самая большая аудитория, которая когда-либо была у канала НТВ, — это аудитория «Бандитского Петербурга» и «Улиц разбитых фонарей» (сезон 1999—2000 гг.). Тогда НТВ даже переплюнуло оэртэшное «Время». Отечественный сериал утвердился как конкурентоспособный формат. «Крутой Уокер» и врачи из «Скорой помощи» плачут.
       Процент присутствия сериалов на ТВ растет. Как отмечает социолог Ирина Полуэхтова, «по сравнению с сезоном 1998—1999 гг. доля российких сериалов на ОРТ, РТР и НТВ выросла с 9 до 21%». Факт отрадный хотя бы потому, что наконец можно заикнуться о начале возрождения отечественной киноиндустрии. Вот режиссер Валерий Тодоровский, пришедший на пленум СК как главный сериальный менеджер РТР, сказал: «Сериал сохранил профессии — гримеров, костюмеров, звукооператоров. Дал возможность реализации молодым сценаристам. Телевидение приучило людей смотреть фильмы в прайм-тайм на русском языке с русскими актерами! Телесериал делает звезд. Все это сделала пошлая, низкопробная продукция, о которой вы говорите!».
       Последняя реплика была вызвана критикой предыдущих ораторов, которые твердили о жестокости, распущенности, дурновкусии на экране, имея в виду кино вообще. Да, крови много. Как в жизни.
       Участники пленума бились над разрешением конфликта между телевидением и кино. А нет его, конфликта. Есть одна кинематографическая сфера, способная (или неспособная — пока еще) создавать качественный, профессиональный продукт и для ТВ, и для большого экрана.
       Итак, зритель все-таки возвращен. Отечественный сериал привлек аудиторию, как только научился попадать в масть: «это про нашу жизнь», «так бывает». Зритель ждет от сериала неких ценностных сообщений, примеряет на себя ролевые модели, возможно, даже эмоционально обогащается, созерцая благородство и прекраснодушие экранных героев (когда таковые появляются), — и все это без пальм, крови на песке, рабов и господ. Богатые мексиканские страдальцы давно уже плачут от зависти.
       Более того: сценарист научился строить интригу, а не происшествие; выписывать характеры, а не поступки; показывать судьбы, а не эпизоды; наконец, вводить в сюжет наши проблемы — наши, российские. Теперь очевидно, почему у «Досье детектива Дубровского», «Бандитского Петербурга» или «Нины» высокие рейтинги.
       Конечно, наш сериал подвержен тем же бедам, что и заграничный. Авторы сценариев могут меняться, вследствие чего сюжет виляет и путается. Число серий — благодатное для рекламодателя — лишает зрителя целостности впечатления.
       Безусловно, сериалу еще очень далеко до образности большого кинематографа. Но! Я убеждена, что любой (любой!) режиссер может и должен реализовать свои художественные амбиции на ТВ. Для этого надо сделать сериал искусством. Пусть не будет многих десятков серий, пусть будут теленовеллы или телероманы.
       Зашкаливающие рейтинги обещаю.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Благодаря вашей помощи, мы и дальше сможем рассказывать правду о важнейших событиях в стране. Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас. Примите участие в судьбе «Новой газеты».

Становитесь соучастниками!
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera