Сюжеты

У КИНО С ТВ МОЖЕТ БЫТЬ РОМАН

Этот материал вышел в № 21 от 25 Марта 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Кинематографисты признали отныне и навсегда: не все многосерийные фильмы — сериалы, не все сериалы — «мыло» Смотрела сериал. Много думала. Не о том, что Хуан Луис (ах, подлец!) бросил свою Кумпарситу (ох, бедняжка!) и ушел к Хулио Гомесу...


Кинематографисты признали отныне и навсегда: не все многосерийные фильмы — сериалы, не все сериалы — «мыло»
       

  
       Смотрела сериал. Много думала. Не о том, что Хуан Луис (ах, подлец!) бросил свою Кумпарситу (ох, бедняжка!) и ушел к Хулио Гомесу (почему к нему?). А о том, что все собравшиеся на первом открытом пленуме Союза кинематографистов РФ, говорившие о проблемах и успехах сериалов, хотят одного: чтобы в России был хороший, качественный, добротный, финансируемый кинематограф — в больших или малых его формах.
       Как обычно, заплутались в терминологии. Признаем отныне и навсегда: не все многосерийные фильмы — сериалы, не все сериалы — «мыло». Нельзя назвать сериалами «Место встречи…» или «Семнадцать мгновений весны» — это полноценные кинофильмы.
       Каждый из них — кинороман, а это жанр (если угодно, формат), весьма предпочтительный для телевидения. В таком жанре Александр Митта снял «Границу», а на пленуме сказал: мы, дескать, можем работать с любыми форматами и снимать «простые» фильмы за две недели… И кинотелероман — та модель, которая должна развиваться. Будь я членом СК, голоснула бы своей зеленой карточкой «за».
       Раньше отечественных сериалов не было вовсе. Когда появились, их стали терпеть. «Клубничку», например, терпели — вероятно, за участие в съемках Демьяненко, Польских, Смирнитского, Ароновой, пусть и в примитивных декорациях, пусть и с дурацкими ролями. По мнению социологов, интерес к отечественным телесериалам рожден от любви зрителя к нашему кино. Жанр вторичен, первично желание увидеть наших актеров.
       Главное достижение последних пяти лет: было снято много русских сериалов, которые вернули и удержали аудиторию, а заодно и вытеснили зарубежного конкурента.
       Судя по рейтингам (а на телевидении рейтинг — бог!), аудитория «Убойной силы» (ОРТ, март 2000-го) превысила аудиторию «Поля чудес», некогда бешено популярной передачи. А самая большая аудитория, которая когда-либо была у канала НТВ, — это аудитория «Бандитского Петербурга» и «Улиц разбитых фонарей» (сезон 1999—2000 гг.). Тогда НТВ даже переплюнуло оэртэшное «Время». Отечественный сериал утвердился как конкурентоспособный формат. «Крутой Уокер» и врачи из «Скорой помощи» плачут.
       Процент присутствия сериалов на ТВ растет. Как отмечает социолог Ирина Полуэхтова, «по сравнению с сезоном 1998—1999 гг. доля российких сериалов на ОРТ, РТР и НТВ выросла с 9 до 21%». Факт отрадный хотя бы потому, что наконец можно заикнуться о начале возрождения отечественной киноиндустрии. Вот режиссер Валерий Тодоровский, пришедший на пленум СК как главный сериальный менеджер РТР, сказал: «Сериал сохранил профессии — гримеров, костюмеров, звукооператоров. Дал возможность реализации молодым сценаристам. Телевидение приучило людей смотреть фильмы в прайм-тайм на русском языке с русскими актерами! Телесериал делает звезд. Все это сделала пошлая, низкопробная продукция, о которой вы говорите!».
       Последняя реплика была вызвана критикой предыдущих ораторов, которые твердили о жестокости, распущенности, дурновкусии на экране, имея в виду кино вообще. Да, крови много. Как в жизни.
       Участники пленума бились над разрешением конфликта между телевидением и кино. А нет его, конфликта. Есть одна кинематографическая сфера, способная (или неспособная — пока еще) создавать качественный, профессиональный продукт и для ТВ, и для большого экрана.
       Итак, зритель все-таки возвращен. Отечественный сериал привлек аудиторию, как только научился попадать в масть: «это про нашу жизнь», «так бывает». Зритель ждет от сериала неких ценностных сообщений, примеряет на себя ролевые модели, возможно, даже эмоционально обогащается, созерцая благородство и прекраснодушие экранных героев (когда таковые появляются), — и все это без пальм, крови на песке, рабов и господ. Богатые мексиканские страдальцы давно уже плачут от зависти.
       Более того: сценарист научился строить интригу, а не происшествие; выписывать характеры, а не поступки; показывать судьбы, а не эпизоды; наконец, вводить в сюжет наши проблемы — наши, российские. Теперь очевидно, почему у «Досье детектива Дубровского», «Бандитского Петербурга» или «Нины» высокие рейтинги.
       Конечно, наш сериал подвержен тем же бедам, что и заграничный. Авторы сценариев могут меняться, вследствие чего сюжет виляет и путается. Число серий — благодатное для рекламодателя — лишает зрителя целостности впечатления.
       Безусловно, сериалу еще очень далеко до образности большого кинематографа. Но! Я убеждена, что любой (любой!) режиссер может и должен реализовать свои художественные амбиции на ТВ. Для этого надо сделать сериал искусством. Пусть не будет многих десятков серий, пусть будут теленовеллы или телероманы.
       Зашкаливающие рейтинги обещаю.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera