Сюжеты

ГОЛЛИВУД ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ГОЛЛИВУД

Этот материал вышел в № 22 от 28 Марта 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Оскар-2002»: предсказуемые игры разума Это была воистину блистательная ночь. Голливуд после долгих странствий возвратился домой... в Голливуд. После 1960 года, когда в последний раз «Оскар» вручался здесь, в районе Лос-Анджелеса, зажатом...


«Оскар-2002»: предсказуемые игры разума
       


       Это была воистину блистательная ночь. Голливуд после долгих странствий возвратился домой... в Голливуд. После 1960 года, когда в последний раз «Оскар» вручался здесь, в районе Лос-Анджелеса, зажатом между Беверли-Хиллз и даунтауном, киноголливуд превратился в фантазию, в воспоминания, в мечты, в то время как Голливуд географический приходил в упадок. Год назад через дорогу от знаменитого отеля «Рузвельт», где состоялось самое первое вручение тогда еще гипсовых статуэток, был заложен гигантский киноцентр «Кодак» стоимостью 94 миллиона долларов, вобравший в себя исторический Китайский кинотеатр, торговый центр, церемониальный зал на 3200 мест и гостиницу «Ренессанс», ставшую на время церемонии штаб-квартирой журналистов. За пару месяцев до церемонии стройка была завершена.
       Из-за трагических событий 11 сентября охрана церемонии была ужесточена, как никогда. Уже с одиннадцати часов утра бульвар Голливуд был перекрыт намертво, а к «Кодаку» я смогла пройти только через двойной кордон оцеплений. Так как бульвар неширок, то для журналистов снимающих, с одной стороны, было тесновато, зато звезды проходили мимо них на расстоянии вытянутой руки. Журналисты же пишущие впервые оказались в одном комплексе с номинантами – до этого нас загоняли в изолированное помещение, куда после завершения действа заходили победители.
       74-я церемония вручения высших наград Академии киноискусства США вылилась в празднество мультикультуризма и расового равенства. Впервые в истории чернокожая актриса Холли Берри получила приз за лучшую женскую роль в фильме «Бал чудовищ». Здесь надо оговориться: афроамериканцы неоднократно получали «Оскара» — но только за вспомогательные роли. Лишь однажды, в 1963 году, Сидней Пуатье победил в номинации «Главная мужская роль» в фильме «Поля лилий», но никому из целой когорты талантливейших актеров не удавалось повторить его успех. Можно было только догадываться о тех обидах, которые бушевали в сердцах десятков одаренных артистов. И надо же было такому случиться, что в тот вечер, когда Сиднею Пуатье вручили золотую статуэтку за вклад в развитие кино, победа пришла не только к Берри, но и к Дензелу Вашингтону, завоевавшему приз за лучшее исполнение главной мужской роли в фильме «Тренировочный день».
       Оба они относятся к киноэлите. Вашингтон несколько лет назад получил «Оскара» за вспомогательную роль в фильме «Слава», а Берри удостоилась «Эмми» за телевизионную роль Дороти Дэндридж – первой чернокожей актрисы, номинированной на награду киноакадемии. Несмотря на это, никто из них не рассматривался как фаворит.
       
       Любимцем прессы и публики был, несомненно, австралийский актер Рассел Кроу, сыгравший главную роль в «Играх разума». Голливуд любит приводить на церемонии прототипов своих героев – в прошлом году это была героиня борьбы за окружающую среду Эрин Брокович (сыгравшая ее роль Джулия Робертс и получила «Оскара»), в этом же году — Нобелевский лауреат по экономике Джон Нэш и его жена Алисия. Борьба за призы – дело довольно грязное, но в этом году грязи было столько, что, как пошутила вначале ведущая шоу Вупи Голдберг, все номинанты выглядят черными (тогда еще никто не знал, что через час шутка станет реальностью). На Нэша пресса повесила гомосексуализм и антисемитизм. Не сработало – от гомосексуализма Нэш отбился спокойно, указав на жену как признак гетеросексуальности, а антисемитизм списал на шизофрению, то бишь неконтролируемое подсознание. К моменту объявления обладателя «Оскара» за исполнение главной роли статуэтки в руках уже держали исполнительница роли Алисии Дженнифер Коннели и сценарист Акива Голдсман. Если бы приз пришел в руки Кроу, то это значило бы, во-первых, что фильм безоговорочно обходит главного конкурента – эпопею «Властелин Колец», а во-вторых, Кроу становится вторым из живущих ныне актеров, которые смогли завоевать «Оскара» два года подряд (первый – и оставшийся единственным – Том Хенкс). Не произошло. Дензел Вашингтон, впервые в жизни сыгравший негодяя, буквально выхватил статуэтку из рук Кроу, к радости, как шепчутся за кулисами, Мела Гибсона, вовсе не желающего уступать кому-либо титул самого обаятельного и привлекательного австралийца.
       Главной соискательницей среди женщин была Николь Кидман, которую повсеместно любят за то, что при ее участии после долгого перерыва началось возрождение мюзикла на экране («Мулен Руж» номинировался в категории лучшего фильма), а также потому, что она очень красива, а еще и оттого, что ее бросил Том Круз, которого общественность за это не одобряет. Что не помешало академикам пригласить Круза открыть церемонию и предпочесть рыжеволосой красавице красавицу темнокожую.
       В категории лучшего фильма на иностранном языке тоже произошло посрамление фаворита, которым являлась французская картина «Амели». Ее выигрыш настолько не оставлял сомнений, что авторы сценария вложили в уста ведущих Шарон Стоун и Джона Траволты игривый текст, который должен был соответствовать настрою «Амели», но прозвучал довольно глупо в связи с победой военного боснийского фильма «Ничейная полоса» молодого режиссера Даниса Тановича.
       Не каждый вечер увидишь поющих на одной сцене Пола Маккартни («Ванильное небо») и Стинга («Кейт и Леопольд»), но «Оскар» убежал и от них. Композитор Рэнди Ньюмэн («Монстры, Инк.») номинировался в 16-й раз, и если бы он и в этот раз пролетел мимо приза, то стал бы абсолютным чемпионом академии по неудачным выдвижениям, но его полет был прерван, и рекорд не состоялся.
       Приз за выдающийся вклад в развитие киноискусства в этом году был вручен и Роберту Редфорду, а вручала его Барбара Стрейзанд. Мало того что они вместе составляли блистательный дуэт, Стрейзанд и Редфорд – живое напоминание о золотом веке Голливуда. Ими завершилась сказка фабрики грез, ими же начался новый Голливуд. Редфорд получил приз и за актерские достижения, и за режиссуру, и за организацию киноинститута «Санданс» в штате Юта, призванного поддерживать экспериментальные и малобюджетные фильмы, то есть работающего на будущее кинопромышленности.
       После того как объявление главных актерских призов вылилось в торжество расового меньшинства, как-то не очень ярко прошел момент вручения приза за лучшую режиссуру. Обычно его вручает кто-то из корифеев вроде Спилберга или Земекиса, тем более что среди соискателей находилась легенда и икона американского кино 70-х Роберт Олтмэн («Госфорд-парк»). Казалось бы, присутствие в «Кодак»-театре такого гиганта, как Вуди Аллен, могло вылиться во встречу двух классиков, но для вручения был вызван неутомимый Мел Гибсон, который и объявил, что приз за лучшую режиссуру вручается Рону Ховарду, постановщику «Игр разума». Ховарда, начавшегося сниматься в три года, а затем сыгравшего главную роль в сериале «Счастливые деньки», считают своим парнем в каждой американской семье. Его победа вызвала неподдельный энтузиазм масс.
       Сам же Вуди Аллен, заработавший целых три «Оскара» и номинировавшийся еще раз двадцать, на церемонии оказался впервые. Вот такие они, нью-йоркские снобы. Но в этот раз он не мог отказать академии, тем более что был приглашен для того, чтобы напомнить о щемящих киносценах, снятых в Манхэттене, и вдохновить коллег на продолжение этой традиции.
       
       После вручения режиссерского приза практически никто не сомневался, что лучшим фильмом будет признана все та же картина «Игры разума». Так и произошло, и Том Хенкс вручил призы продюсерам Рону Ховарду и Брайену Грейзеру. Главный соперник картины фильм «Братство Кольца» тоже получил четыре награды, но только в самых второстепенных категориях, и, кажется, об этом никто особо не сожалеет – фильм принес сотни миллионов дохода и будет прирастать очередными сериями, какая-то из них вполне может оказаться удачливой. Жаль, что классный и стильный «Госфорд-парк» остался без наград, как, впрочем, и вся великолепная рать британских актеров, занятых в этом и других номинированных фильмах: Йан Мак-Келлан, Джуди Дэнч, Мэгги Смит, Бен Кингсли, Кейт Уинслет (тоже, кстати, уже третье безрезультатное выдвижение)... Хотя нет, награда за мужскую вспомогательную роль досталась характерному актеру Джиму Броадбенту («Айрис»), который сыграл и в «Мулен Руж».
       Наверное, долго будет помниться водопад эмоций, выплеснутый Холли Берри в зал. Кино – индустрия лицедейская, но в этот раз никто не заподозрил в распахнутости актрисы ни капли наигрыша. Кто-то увидел в этой обнаженности чувств добрый знак, кто-то скептически усмехнулся, кто-то позволил себе съязвить, но ни один не стал отрицать, что возвращение домой состоялось, и состоялось хорошо.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera