Сюжеты

НЕ ЗАБИЛ В ЧУЖИЕ, ПОЛУЧАИ…

Этот материал вышел в № 22 от 28 Марта 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

В последнее время многие политики и средства массовой информации говорят о необходимости реформирования системы образования и повышении качества обучения в российских школах и вузах. Одной из первостепенных задач реформаторы называют...


       
       В последнее время многие политики и средства массовой информации говорят о необходимости реформирования системы образования и повышении качества обучения в российских школах и вузах. Одной из первостепенных задач реформаторы называют внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс. Но слова в данном случае мало что значат. Выпускники, которые ни разу не видели компьютер, – вот реальность для большинства отечественных школ. И дело даже не в отсутствии современной компьютерной техники. У нас очень мало педагогов, которые способны ее эксплуатировать и организовывать учебный процесс так, чтобы использование новых технологий максимально повышало качество обучения. Пожалуй, единственной организацией в России, которая занимается широкомасштабной подготовкой педагогических кадров к использованию информационных технологий, можно считать Федерацию Интернет Образования. 21 марта ее Московскому центру исполнилось два года. Рассказать о работе Центра мы попросили его Директора Светлану АВДЕЕВУ.
       
       — Два года назад начал реализовываться проект «Поколение.ru», направленный на обучение педагогов использованию Интернет-технологий. Для реализации проекта была создана Федерация Интернет Образования. На сегодняшний день это самый крупный негосударственный образовательный проект в России. Наш учебный центр — пилотный. За два года мы обучили более 2500 работников образования из всех 89 субъектов Российской Федерации. В числе слушателей нашего Центра не только учителя, но и директоры школ, руководители районных и региональных управлений образования.
       — А есть ли сейчас в России аналогичные проекты?
       — В последнее время как государственные, так и коммерческие организации довольно много делают для внедрения информационных технологий в образование. Принимается ряд программ: по информатизации сельских школ, по созданию информационной образовательной среды... Как правило, эти программы связаны прежде всего с поставками техники. Это действительно необходимо, поскольку ее нашим школам категорически не хватает: число компьютеров на сотню учащихся у нас предельно низкое. А главная проблема возникает после того, как технику поставили в класс: как максимально эффективно ее использовать и кто будет на ней работать? Можно оснастить такой техникой супермощный компьютерный класс, но технологии и методики организации педагогического процесса с использованием этих машин или отсутствуют, или находятся на уровне трех—пятилетней давности. А потому после торжественной передачи компьютеров у учителей возникает вопрос: а что с ними делать? Именно поэтому повышение квалификации педагогического коллектива в области использования информационных технологий – не менее важный вопрос, чем наличие техники. Полная информатизация свершится только тогда, когда будет решена триединая задача: покупка и подключение техники к Сети, подготовка педагогов к использованию этой техники и создание образовательных ресурсов, которые бы встраивались в образовательный процесс в средних школах. Вторую и третью задачи мы успешно решаем. Кроме учителей и управленцев, мы обучаем преподавателей педагогических вузов и институтов повышения квалификации педагогов. Таким образом, мы учим преподавателей, которые, в свою очередь, передают свои знания по цепочке. В нашем Центре, кстати, некоторые курсы преподают сами учителя. Но только те, кто достиг высоких результатов в использовании новых технологий в учебном процессе. К примеру, один из наших преподавателей, учитель биологии, разработал целый мультимедийный курс по своему предмету. Учеников не оторвать от экранов. Так учителя передают практический опыт своим коллегам. Выигрывают от этого ученики. А лучший пиар для нас – рекомендации и отзывы учителей, прошедших через наш центр.
       — Отзывы позитивные, и это понятно. Бескорыстная помощь — теперь большая редкость...
       — Вначале было недоверие. А потом все поняли, что мы действительно делаем вклад в развитие системы образования, и с нами полезно работать. Совсем недавно нас признали даже представители духовенства: у нас собралась довольно специфическая группа слушателей, состоявшая из преподавателей духовных академий четырех самых распространенных в России конфессий. Поначалу мы переживали, сойдутся ли они... Но они подружились и остались очень довольны. В апреле мы ждем группу учителей из специнтернатов для детей — инвалидов по зрению, слуху и опорно-двигательному аппарату. Совместно с психологами будет разработана программа преподавания с использованием новых технологий. У Московского центра уже есть специальные программы для учителей-предметников, для администраторов школьных сетей, для управленцев и даже программа «Тьютор Интернет-образования» (для тех, кто в своем регионе сам будет обучать коллег использованию информационных технологий). Все программы – наша разработка, проверенная временем и скорректированная самими слушателями. Кроме того, мы помогаем учителям обмениваться опытом: создаем клубы, проводим всевозможные конкурсы, Интернет-фестивали для молодых учителей. Федерация открыта для сотрудничества со всеми, кто заинтересован в развитии Интернет-образования в России. По нашим планам, к 2006 году в проекте «Поколение.ru» примут участие 250 тысяч работников среднего образования.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera