СюжетыОбщество

ОПАСНЫЕ ВЫБОРЫ В ТИХОЙ ПЕНЗЕ

Этот материал вышел в номере № 23 от 01 Апреля 2002 г.
Читать
Губернатор области Василий Бочкарев объявил войну наркомафии. В ответ героин объявил войну губернатору Три года назад пензенский губернатор Василий Бочкарев объявил наркоторговцам настоящую войну. И, судя по всему, преуспел. В ответ...

Губернатор области Василий Бочкарев объявил войну наркомафии. В ответ героин объявил войну губернатору

Т

ри года назад пензенский губернатор Василий Бочкарев объявил наркоторговцам настоящую войну. И, судя по всему, преуспел. В ответ наркомафия объявила войну самому Бочкареву, используя избирательную кампанию по выборам губернатора, которая идет сегодня в Пензенской области. В том, что антибочкаревская кампания раскручивается не без участия наркобаронов, пензенская общественность почти не сомневается. Слишком уж большие деньги тратятся в попытке свалить пензенского губернатора. Согласимся: если все так серьезно, значит, в Пензенской области достигнут реальный результат в борьбе с наркобизнесом. Он действительно есть, и существуют тому причины. Чтобы понять это, для начала зададимся вопросом: почему в других российских регионах даже речи нет о снижении потребления наркотиков? Как вообще происходит эта борьба? Кто и с кем борется?

В

от, к примеру, город Орск, где во главе борьбы с наркоманией оказалось военно-патриотическое движение «Рубеж», возглавляемое Владимиром Хорьяковым. Методы борьбы у «рубежовцев» весьма своеобразны. С одной стороны, они пытаются работать в тесном контакте с местной милицией. Но если, по их мнению, дело затягивается, то действуют по своему усмотрению. В дело вступает боевая группа, насчитывающая около 50 человек. Известен эпизод, когда заподозренного в связях с наркодельцами гражданина «рубежовцы», пытаясь выбить показания, сначала хлестали розгами, потом кололи пустыми шприцами.

Сегодня «Рубеж» превратился из военно-патриотического в откровенно националистическое движение, призывающее к расправе со всеми «черными». Причем методы «Рубежа» наводят страх не только и не столько на наркомафию, сколько на простых граждан. Кто знает, на кого может пасть подозрение?

Схожая ситуация сложилась в Екатеринбурге, где борьбу с наркомафией объявил некто Дюша, в миру Андрей Кабанников, создавший фонд «Город без наркотиков». О том, что местные правоохранительные структуры давно и плотно слились с наркомафией и стали, по сути, еще одним звеном наркобизнеса, не писал только ленивый. Не отрицают этого даже официальные лица.

По данным прокуратуры Уральского федерального округа, только за последние два года по вине оборотней в погонах в Екатеринбурге было развалено более двух тысяч дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Вот тут-то и появился Дюша со своим фондом. В результате в городе идут самые настоящие бои. При этом ходят упорные слухи, что на самом деле все происходящее — всего лишь борьба двух кланов за рынок сбыта наркотиков.

Естественно, что и в Орске, и в Екатеринбурге заложниками нарковойн оказались простые граждане, которые порой становятся невинными жертвами откровенной уголовщины. Стоит ли говорить, что все происходящее полностью дискредитирует саму идею борьбы с наркоторговлей.

Напуганный произволом народ проклинает и наркотики, и антинаркотическое движение, поскольку хрен, выходит, редьки не слаще.

Да и что это за борьба с наркотиками – силами одних бандитов против других?.. Парадокс — чем круче борются неформалы с очевидным злом, тем больше поступает в регионы наркотиков. Лучший пример — тот же Екатеринбург, где, несмотря на трехлетнюю войну, которую ведет «Город без наркотиков», ситуация только осложняется.

Пензенская область на фоне этих грандиозных сражений кажется далекой тыловой зоной. А между тем именно здесь наркобизнес начинает проигрывать. И проигрывать на самом главном направлении: в борьбе за подростков. Снижение уровня подростковой наркомании в этой области отмечают сейчас многие.

Если, к примеру, в крупнейшем районе Пензы – Железнодорожном – два года назад ежемесячно число подростков, употребляющих наркотики, росло на 30 и более человек, то сегодня один – уже ЧП. Кстати, по показателю безопасности жизни Пензенская область – на втором месте в России. Здесь не зарешечивают окна. А на столичных вокзалах нет пензенских беспризорников. И это – доказательство действенности разработанной в области «Целевой программы мер по усилению противодействия немедицинскому употреблению наркотических средств и их незаконному обороту».

Н

а первый взгляд подобные программы есть в любом регионе. Однако рассказывают, как где-то в середине 99-го года губернатор Василий Бочкарев «убедительно объяснил «своей» милиции, что добьется для нее массовой длительной командировки на нижнетагильскую зону, если хоть один человек в погонах будет заподозрен в связях с наркобизнесом».

Бочкарев с головы на ноги поставил саму проблему наркомании, заявив: «Не будет предложения — не станет и спроса на дурь». В Пензенской области наркобизнесом стали бороться самым простым, в сущности, способом: экономическим.

— Мы смоделировали и реализовали конфликты в среде наркоторговцев, — объясняет Бочкарев. – Прежде всего беспощадно боремся с розничной торговлей, наказываем распространителей, изымаем наркотики. Причем не в рамках «месячников», облав, а систематически.

Власть душит розницу – наркоторговец-оптовик не получает прибыли. Возникает конфликт на почве денег между оптовиками среднего звена и розницей. У среднего опта – конфликт с крупным оптом. У крупного оптовика – конфликт с производителем наркоты. Они между собой разбираются, а точки розничной торговли в Пензенской области исчезают одна за другой. Все меньше розничных торговцев наркотой: эта «работа» в Пензенской области — стопроцентный риск попасть в места лишения свободы. Охотников мало…

Второе слагаемое успеха — программа движения «Молодежь и спорт — против наркотиков». В него вовлечена сегодня практически вся область. Спортивные и культурно-массовые мероприятия в рамках этого движения с участием известных спортсменов, артистов, представителей власти проходят во всех районных центрах. Областное правительство постоянно выделяет районам гранты на строительство спортивных сооружений, детских площадок, залов и так далее.

Губернатор четко обозначил цель: вернуть детей и подростков на спортплощадки, в клубы, секции, кружки. В Пензенской области строят в глухих деревнях школы на 50 и менее ученических мест, а к ним — спортзалы и спортплощадки. Полтораста тысяч детей и подростков в менее чем двухмиллионной области реально и регулярно занимаются физкультурой и спортом.

Бочкаревский метод борьбы с наркотиками бьет по двум направлениям: усилиями власти уничтожается предложение наркотиков и силами той же власти в регионе делается все, чтобы дети, подростки и молодежь не были потребителями наркоты, чтобы у них формировались совсем другие интересы.

А лучшим доказательством результативности борьбы с наркоторговлей в Пензенской области является даже не статистика. А дикая травля, которая со страниц нескольких газет обрушилась на Бочкарева.

Подсчитано: до начала реализации губернаторской борьбы с наркоторговлей негативное упоминание пензенского губернатора в газетах имело место от силы раз десять (за первые полтора года его работы). Сейчас «критики» Бочкарева как с цепи сорвались. В тихой, скромной Пензе отродясь не видели такого количества чернухи, как в последние месяцы, когда началась и идет кампания по выборам губернатора. Да и не было в Пензе денег на медиавойну такого масштаба.

Изъятия области из наркооборота наркомафия Бочкареву простить не может. Во-первых, слишком велики убытки. Во-вторых, этот регион торчит у наркодельцов, как шпора в пятке. Потому что стоит он на федеральной автодороге Москва — Самара. В последней наркотики можно купить в студгородке чуть ли не на каждом углу, про столицу и говорить нечего. А пензенская милиция задерживает любой подозрительный транзит, оказывая тем самым немалую помощь населению других регионов и нанося наркобизнесу дополнительный ущерб.

П

редвыборная кампания в Пензе — «черный» пиар, замешанный на героине. А губернатор ходит без охраны, да еще и на мотоцикле может поехать на встречу с избирателями. Так, говорит, быстрее.

В Пензе с наркомафией борется власть. Потому что никто другой с этой бедой никогда не справится, считает губернатор Василий Бочкарев. Сегодня у пензяков есть что реально противопоставить наркотикам: культ здорового образа жизни. Заметим, что и продолжительность жизни пензяков в последние годы стала дольше, чем в среднем по России.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow