СюжетыОбщество

ОТОРВИТЕ ГЛАЗА ОТ ПРИЦЕЛОВ

Этот материал вышел в номере № 23 от 01 Апреля 2002 г.
Читать
Необходим поиск разумных решений невооруженным взглядом В последних числах марта появились сообщения о завершившихся в Тирасполе консультациях руководителей трех постсоветских образований — республик Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии....

Необходим поиск разумных решений невооруженным взглядом

В

последних числах марта появились сообщения о завершившихся в Тирасполе консультациях руководителей трех постсоветских образований — республик Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии. Их встреча проходила на основе договоренностей четырех министров иностранных дел, достигнутых в Степанакерте, однако представитель Нагорного Карабаха по пока еще неясной причине в Тирасполь не прибыл. «Четверка непризнанных» имеет сходные предпосылки своего образования и современные проблемы.

Все они в начале 90-х годов откололись от своих малых метрополий, их появлению в качестве самопровозглашенных территориальных единиц в равной мере способствовали кровавые политико-этнические конфликты. Сепаратизм руководства большинства из них с самого начала находил моральную поддержку политически родственных леворадикальных и псевдопатриотических группировок России, а также весьма реальную помощь части российских военных. Не исключено, что именно за это сегодня мы «расплачиваемся» Чечней.

Как известно, бывшие автономные республики СССР стали в 1990—1999 годах опорой консервативных сил союзного Центра в борьбе против становления демократии в союзных республиках и расширения их прав и полномочий. В дальнейшем руководители Абхазии, Приднестровья, в меньшей мере Юго-Осетинской Республики последовательно взяли на вооружение сепаратизм как средство своего утверждения у власти и сохранения национал-коммунистических структур. Несколько иначе обстояло дело в Нагорно-Карабахской Республике, где схожие по форме сепаратистские устремления осуществлялись радикальным демократическим движением «Карабах», направленным против коммунистического руководства Азербайджана. Вооруженные конфликты на территориях Грузии, Азербайджана, Молдовы были приостановлены, однако введенные в зоны конфликтов миротворческие подразделения развели не только конфликтующие стороны, но и сами территории, объективно способствуя утверждению сепаратистских режимов.

Итогом почти десятилетнего существования сепаратистских режимов стало их фактически автономное существование, наносящее им самим и их малым метрополиям немалый политический и экономический ущерб. Для сотен тысяч жителей Абхазии и Нагорного Карабаха сепаратизм обернулся тяжелым существованием на положении беженцев. Не менее сложным остается на фоне разрушенной экономики положение самих жителей этих республик. Двусмысленны их отношения с Россией – многие из них, введенные в заблуждение недобросовестной пропагандой, принимают российское гражданство без какой-либо реальной перспективы изменить страну своего пребывания. Не более благоприятны и возможности возврата в «малую метрополию» или хотя бы контактов с ней, что оборачивается людскими трагедиями множества этнически смешанных семей.

Отсутствие прогресса в разрешении затянувшихся конфликтов побудило самопровозглашенные республики прибегнуть к координации своих действий в рамках созданного ими блока СНГ-2 (расшифровывается как «Содружество Непризнанных Государств»), при этом они не скрывают своих надежд на правовое оформление фактически достигнутой независимости. Но получить необходимую для этого международную поддержку они не могут, так как сегодня мало кто в мире склонен поощрять сепаратизм. Поэтому «непризнанные» возлагают основные надежды если не на российское руководство, то, по крайней мере, на те пока еще влиятельные силы, клиентами которых они были на протяжении последних десяти лет. Не исключено, что они могут решиться и на опробованные ими методы политических и военных провокаций, с тем чтобы попытаться разрешить затянувшееся противостояние силовым путем, по возможности при содействии России.

Россия же в нынешних условиях, судя по всему, не склонна к поддержке рискованных игр на постсоветском пространстве. Кардинальные подвижки в системе международных отношений после сентября 2001 года, вступление РФ в антитеррористическую коалицию, налаживание сотрудничества с евроатлантическими структурами, в их числе с США и НАТО, и необходимость взаимодействия с ними в Черноморско-Каспийском регионе – все это приведет к необходимости более тесного сотрудничества со странами этого региона, в их числе с Молдовой и особенно с Грузией, имеющей общую границу практически со всеми республиками Северного Кавказа.

Тем более, что для самой России проблема сепаратизма становится все более острой по мере нескончаемого и не имеющего военного решения конфликта в Чечне. Продолжение чеченской войны обескровливает Россию – в прямом и переносном смыслах. Ежедневный «груз-200», расходящийся по ее регионам, тысячи искалеченных молодых ее граждан – физически и морально, громадные финансовые потери, наконец, трудновосполнимый нравственный ущерб — возрастающая международная ответственность российского руководства за безграмотные и преступные действия российских военных – всему этому не может не прийти конец.

Накануне тираспольского «саммита» премьер-министр Абхазии посетил Москву и, судя по результатам его переговоров, в очередной раз не получил желаемой поддержки. О позиции России в отношении «непризнанных» говорит также и тот факт, что на недавнюю встречу президентов России, Украины и Молдовы, где рассматривались связанные с Приднестровьем вопросы, не было приглашено руководство этой самопровозглашенной республики.

О

значает ли это, что Москва постепенно склоняется к отказу от «двойных стандартов» в своей политике на постсоветском пространстве? И станет ли это прологом к более конструктивным переговорам? Или же ситуация вновь «зависнет» до тех пор, пока не созреет решимость конфликтующих сторон последовать примеру Москвы и попытаться разрешить проблему силовым путем? Или, наконец, последует более решительное вмешательство международных посредников, и Россия будет отодвинута от решения важнейших для нее проблем?

Последнее предположение не исключено применительно к конфликту в Абхазии, учитывая реальную возможность получения Грузией поддержки НАТО. Такой вариант обернулся бы несомненным моральным поражением России. Незаслуженной расплатой нынешнего российского руководства за безответственные действия российских псевдопатриотов.

Выходом из сложившегося положения представлялся бы «пакетный» вариант решения. По крайней мере, двух наиболее сложных политико-этнических конфликтов – чеченского и абхазского. Для этого необходимо незамедлительно начать переговоры с Грузией с целью согласования действий, которые обеспечили бы учет интересов и позиций обеих сторон. При этом обязательным условием было бы не возобновление военных действий в Абхазии и прекращение (приостановление) их в Чечне. Только после этого стали бы возможными переговоры (с обязательным участием международных посредников) о политическом статусе территорий и по многим другим вопросам, ждущим своего решения. В случае успеха эта модель могла бы стать перспективной и для разрешения других политико-этнических конфликтов.

Прошло уже более десяти лет со времени начала вооруженных столкновений в Нагорном Карабахе, Абхазии и Приднестровье. В сочетании с действующим военным конфликтом на территории Чечни их нерешенность создает взрыво-опасную ситуацию в Черноморско-Каспийском регионе. Альтернативой нынешнему положению вещей может стать либо возобновление вооруженного противостояния с непредсказуемыми последствиями, либо комплексный подход к решению проблем с учетом интересов всех сторон и на многосторонней основе.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow