Сюжеты

МОЛЧАНИЕ — ЭТО ПРИПЕВ МОИХ ПЕСЕН

Этот материал вышел в № 23 от 01 Апреля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Умка — существо уникальное. Во многих отношениях. Например, десятки молодых групп стремятся во что бы то ни стало попасть в радиоэфир или «засветиться» на экране телевизора. А ей — по фигу. Хотя, уверен, задайся она подобной целью, не...


       

   
       Умка — существо уникальное. Во многих отношениях. Например, десятки молодых групп стремятся во что бы то ни стало попасть в радиоэфир или «засветиться» на экране телевизора. А ей — по фигу. Хотя, уверен, задайся она подобной целью, не вылезала бы из чартов. Впрочем, эту ситуацию, как и многие другие, она уже прожила. В одной из песен.
       Вот он, рок-н-ролл во всей красе!
       Я теперь участвую в попсе.
       Я верчусь по всем программам,
       Я вразвес по килограммам,
       Я теперь такая же, как все.
       Умка, как истинный Овен, свободолюбива и к компромиссам не готова. «Заманчивые своды» стадионов никогда не заменят ей дружеского общения с публикой и традиционной мороки с проводом на свой концерт толпы безденежного хипья.
       Умка уже стала живой легендой русского андеграунда, воплощением и талисманом мира «неформатной» музыки.
       Еще лет десять назад ее «Автостопный блюз» напропалую пелся неформальной «системой». С тех пор она выпустила несколько альбомов, объездила всю страну и русскоязычные оазисы Западной Европы и Израиля. Слушавшие Умку еще в конце 80-х повзрослели, приезжают на концерты на иномарках, и уже новое поколение хиппарей просит бесплатно «вписать» на концерт...
       
       — Твои песни не крутятся по радио, тебя нет на телевидении. Это принципиальный отказ от «раскрутки»?
       — Нет, не принципиальный. Просто мы ничего не делаем в этом направлении. От предложений не отказываемся, но и не навязываемся. Тем более что все эти эфиры, мягко говоря, такое дерьмо... Сам же знаешь. Да и странно было бы увидеть наши вещи в «чартах», «ЗД» и тому подобное. У нас же нет «неформатных» радиостанций и телеканалов.
       — На рок-фестивалях — на «Нашествии», «Максидроме» — тебя тоже нет. Почему? Как ты вообще относишься к тенденции называть словом «рок» то, что роком явно не является, например, группу «Би-2»? Где, на твой взгляд, проходит граница между рок— и поп-музыкой?
       — В принципе я к таким вещам отношусь вполне цинично: пригласили бы — может, мы бы и сыграли, особенно за деньги. А что? Подумаешь. Земфиру я, честно говоря, до сих пор так и не послушала, разве что кусочками из ларьков. «Би-2» — это «Полковнику никто не пишет»? Ну во всех странах есть поп-рок, это нормальное явление. Люди зарабатывают деньги. У нас с ними нигде интересы не пересекаются, делить нам нечего.
       — Как ты тогда сама объясняешь свою популярность? Тебя же слушают по всей стране!
       — Еще раньше, чем стали выходить компакты, были кассеты самодельные: «Новые ворота» (два варианта: концертный и домашний), «Я люблю блюз», «Оторвалась и побежала» (он же — «Умка и «Ковчег»), потом «Последний переулок», «Как вставил», «Вся любовь», «Бим или Бом». Еще, думаю, гуляет немереная куча всяких концертников и квартирников. Самоделки отличаются тем, что они не продавались, а просто раздавались друзьям. Правда, говорят, что, например, в Новосибирске продается все без разбору. Но, с другой стороны, а где людям еще все это взять? Человек написал по интернету: иду, мол, мимо ларька, а оттуда «Низкий старт» доносится. Мы, конечно, с пиратами не боремся. У нас так и пишется на «официальных» релизах: «Все права якобы защищены». И вместо значка копирайта мы ставим «смайлик» в кружочке.
       — За несколько лет состав твоего «Броневичка» часто менялся. Какими качествами, помимо владения инструментом, должен обладать человек, чтобы играть в твоей группе?
       — Чтобы играть в группе вообще (почему обязательно «в моей»?), человек должен уметь слушать других музыкантов, с которыми он играет, и вообще слушать музыку. Если он этого не умеет, не поможет никакое «владение инструментом». Нынешний состав «Броневичка», как мне кажется, именно этим отличается от первоначального. И я тоже в процессе этому учусь — слушать музыкантов. Раньше ведь я этого не умела. Ну, как известно, it's getting better all the time.
       — Ты пользуешься авторитетом не только в рокерской, но и в бардовской среде — я слышал, тебя даже звали в жюри «грушинки». При этом ты много ездишь по стране, и многие молодые группы и авторы стараются показывать тебе свои песни. Какие-то приятные открытия были?
       — Э-э-э... а они не обидятся, если я скажу правду? Как правило, ничего интересного. Большинство начинающих ориентируются на советский рок, который, в свою очередь, ориентируется на западный. У нас в институте был доцент Павлихин, философию преподавал. Он всегда говорил: изучайте первоисточники! Гегеля, например, Канта, греков... Для 1980 года это было весьма и весьма продвинуто. Я, к сожалению или к счастью, слушаю практически только западную музыку. Уж не знаю, как это влияет на качество нашей продукции, но такой вот факт. А бардов я не слушаю вообще. В детстве очень любила Окуджаву и Высоцкого, но это ж совсем другое дело.
       — Замужество и погружение в филологию (аспирантура, диссертация о творчестве «обэриутов», переводы Керуака) на семь лет вычеркнули тебя из рок-н-ролла. Вопрос, с которого, наверное, надо было начинать: с чего тебе взбрело в голову после многолетнего молчания снова оказаться на сцене?
       — Ответ, которым надо закончить: меня все все время об этом спрашивают. Вообще такое ощущение, что все журналисты берут вопросы из одной общей коробочки. Самые распространенные: «почему ты Умка?», «почему «Броневичок»?, «давно ли играешь?», «какую музыку любишь?». Все это ужасно скучно. А ну и еще: «правда ли, что уничтожала свои кассеты». Нет, естественно, неправда. Есть одна знакомая девочка, у нее целая тетрадка уже набралась всяких баек про меня. Что я повесилась, утонула в ванне, аккомпанирую себе на бас-гитаре, была замужем за профессором университета (вариант: полковником КГБ, Майком Науменко, Андреем Пановым и т.д.), бью пионеров бамбуковыми палками, преподаю русскую литературу в Принстоне, ну и все в таком роде.
       Короче, я хочу сказать, что несколько лет молчания — совершенно обычный случай. Так бывает со многими. Просто внутри какой-то родник пересыхает — неважно, какие тому внешние причины. А потом опять все начинается. Моя временная «смерть» подогрела ко мне интерес. Обычная, в общем-то, история.
       
       Дискография Умки:
       1997. Дожили, мама
       1997. Каменные цветочки
       1998. Низкий Старт
       1998. Компакт
       1998. Live in Форпост
       1998. Live in Факел
       1998. Командовать парадом
       1999. Форпост 2
       1999. Умка без Б.
       1999. Ход кротом
       2000. Вино из одуванчиков
       2000. Концерт в Зоопарке
       2000. Вельтшмерц
       2000. Oldies Butt Goldies (сборник)
       2000. Умка и друзья в гостях у кота Матроскина
       2000. Бееест!
       2001. Концерт в к/т "Улан-Батор"
       2001. Лондон
       2001. Заначка
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera