Сюжеты

XXXXXXXX

Этот материал вышел в № 25 от 08 Апреля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

В Москве прошла выставка «Бриллианты от диктатуры пролетариата». Ох, не тем она будь помянута, яхонтовая наша... В Музее А.С. Пушкина на Пречистенке прошла закрытая, увы, но примечательная экспозиция. Аукционный дом Christie's привез в...


В Москве прошла выставка «Бриллианты от диктатуры пролетариата». Ох, не тем она будь помянута, яхонтовая наша...
       

  
       В Музее А.С. Пушкина на Пречистенке прошла закрытая, увы, но примечательная экспозиция. Аукционный дом Christie's привез в Москву вещи фирмы Фаберже, принадлежавшие дому Романовых, проданные в начале 1920-х на Запад. А также ювелирные изделия фирм Van Cleef & Arpels, Cartier, Bulgari, Kurdjian — вещи ХХ века, иероглифы стилей, каких в Советской России не было.
       Частным лицам на десятки лет была запрещена работа с золотом. А фабрики клепали кольца из казенного золота с розоватым отливом концентратного киселя. С орнаментом, соответствующим по ГОСТу орнаменту на деревянных солонках...
       
       В ювелирных магазинах был особо заметен постулат экономики социализма: производство есть способ перевода сырья.
       Впрочем, вернемся к экспозиции в Музее Пушкина.
       Вещи Фаберже печальны. Пасхальное «Зимнее яйцо» сияет морозным узором на царскосельских стеклах — инкрустацией, бриллиантовой пылью по горному хрусталю. Темно-красная эмалевая арфа с чеканными лавровыми венками, с круглым медальоном — портретом Александра II — строга и благородна. Экскурсии по верхним этажам Зимнего дворца, по частным комнатам Романовых могли бы быть уроком спартанских привычек и хорошего тона. Не будь, конечно, эти комнаты давно разорены.
       Вещи Фаберже, привезенные Christie's, — родом из этих комнат. Серебряная стойка с рамками для фотографий принадлежала императрице Марии Федоровне. Медленно вращаются на флагштоке стержня лица убитых внуков старой дамы.
       Тяжелый чернильный прибор (серебро, сапфиры, горный хрусталь, думные дьяки в горлатных шапках) выполнен по эскизу Николая Рериха к юбилею оперы «Борис Годунов». Отечестволюбие и затратный размах русского купечества 1900-х, воплощенные в этом солидном приобретении, вызывают улыбку. Но вот серебряная кабинетная модель автомобиля-каретки с рубиновыми габаритными огнями — самая печальная из всех вещей. Энергичный и лаконичный блеск артефакта говорит о ХХ веке, которого у нас не было. А мог бы...
       И парижский браслет ар деко 1920-х, браслет с темно-лиловым напылением по металлу, цветочным узором из мелких камней, с явным влиянием художников дягилевской антрепризы подтверждает это чувство. Нарядного стиля ар деко у нас не было совсем. У нас были обыски и очереди за мылом.
       Тема русских драгоценностей, проданных в 1920-е годы, была отыграна в голливудском фильме «Ниночка» (1934), где Грета Гарбо сыграла юную чекистку, посланную в Париж с великокняжескими бриллиантами. Сраженная иным уровнем жизни, Ниночка, солдат партии, остается на Западе. Жанр — кинокомедия, и притом развеселая.
       Старая лента могла бы у нас идти по ведомству отсутствующего социального кино. Комедия оказалась пророческой: до Ниночки «доходило» долго, но все же дошло. Вещи Фаберже привезены в Москву для новых продаж. Хороший сюжет для ремейка.
       ...Вместе с вещами из коллекций Christie's были показаны работы московской ювелирной фирмы «Мастер-РОССИЯ». (К ее десятилетию и приурочен показ.)
       Столовое серебро, продолжающее поиски в стиле рюсс фирмы Хлебникова. Чеканный золотой ковчежец-складень — энциклопедия техник (перегородчатая эмаль, чеканка, тончайшая работа с мелкими бриллиантами, выложенными в узор, паутина «прорезного» золота etc.). Гарнитур «Медовый Спас»: сетка из прорезного золота в форме сот покрыта каплями меда — топазами фантазийной огранки, тонкими чеканными пчелами из золота с черной эмалью.
       ...Фигурка Царевны-Лебеди: золотая статуэтка, немного напоминающая работы испанской фирмы Carrera-y-Carrera, на золотом берегу с тонко выделанными разводами «мокрого» песка и следами отлива — сапфирами-кабошонами. (Пьедестал бы снять...) Стрекозы и цикады — воспоминание о брошах Рене Лалика. (Его стрекозы в парижском музее д'Орсе, соседствующие с Ван Гогом и Тулуз-Лотреком, лучше. Но дизайнерам фирмы «Мастер-РОССИЯ» в среднем по 30 лет. Они работают здесь и сейчас, на убитой почве российской ювелирной традиции.)
       ...Перстни и запонки из черного агата с инкрустацией в виде двуглавых орлов. Представительский нож «Глухомань» с двуглавым орлом в торце рукояти, но и с красивой, напоминающей об эпохе Орловых и Потемкина, рукоятью эбенового дерева с ажурной золотой инкрустацией.
       «Новое золото» выдерживает соседство со старым.
       И это смягчает грусть, которой полны вещи Фаберже, вернувшиеся на историческую родину, — музыка играет, штандарт скачет! — для новой продажи.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera