Сюжеты

XXXXXXXX

Этот материал вышел в № 25 от 08 Апреля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Политическая реклама в Московском метро «Эти сорок две минуты под землей... Я день за днем сложу в года» — как оказалось, у этой некогда популярной песенки появился теперь и политический подтекст. Поскольку каждый день огромное число...


Политическая реклама в Московском метро
       
       «Эти сорок две минуты под землей... Я день за днем сложу в года» — как оказалось, у этой некогда популярной песенки появился теперь и политический подтекст. Поскольку каждый день огромное число москвичей находится под землей значительно дольше, чем сорок две минуты, московское метро стало самым рекламоемким и пиар-привлекательным объектом в столице. Здесь, под землей, ведут непримиримую битву за воспаленное сознание москвичей и производители жевательной резинки, и политические партии — от маоистов до фашистов, от либералов до антисемитов — все они истово принялись заклеивать метро наклейками. Сегодня этих наклеек в метро куда больше, чем листовок или политических настенных надписей на улицах. Они корябают взор повсюду: в вагонах, на эскалаторах и даже на окошках касс...
       
       Успех политической наклейки колоссален: ведь чтобы реально охватить все десятки квадратных километров нашего огромного города — все столбы, остановки, подъезды и заборы, — надо напечатать сотни тысяч листовок. И этого мало — надо найти сотни человек, которые ради заработка или убеждений расклеят все это или разрисуют заборы слоганами.
       С наклейками проще. Только одна — размером 6х9 где-нибудь на «Маяковке» — принесет пользы больше, чем сотня транспарантов в Марьине. По словам одной из активисток Антимилитаристской радикальной ассоциации (ставшей известной во многом именно благодаря наклейкам), в лучшие времена они расклеивали около 800 наклеек в неделю. Этого количества вполне хватает, чтобы каждый день почти каждый москвич хотя бы раз увидел призыв прийти на очередной антивоенный митинг или откосить от армии.
       Наклейки — дешевое средство агитации. Стандартный лист А4 (включая печать рисунка) обходится примерно 2 рубля. На нем можно разместить от 2 до 16 наклеек. И клеить их проще, чем листовки.
       Наклейки бывают двух видов — «вагонные» и «эскалаторные». «Вагонные» могут содержать небольшой текст, в «эскалаторных» печатать текст бессмысленно — на постоянно движущейся дорожке ничего, кроме одного слогана, названия партии, газеты или веб-сайта, прочесть невозможно.
       Если соблюдать правила, то ничего просто так пришпандоривать нельзя — надо связаться с рекламным агентством метро и за большие деньги получить разрешение. Этого, конечно, никто не делает. К тому же несанкционированную расклейку очень сложно подвести даже под Административный кодекс, а если и удастся, максимально возможное наказание — 200 рублей, и то по суду (милиционер возьмет меньше — «сотку»). Но все же расклейщики редко экспериментируют с милицией — вдруг кто-нибудь упертый попадется… Хотя бояться приходится больше не людей в сером, а уборщиц — это вообще самые ярые борцы с расклейщиками.
       Как говорят, лоббистские усилия тружениц тряпки и швабры заставили в свое время метрополитеновское начальство бороться с наклейками на официальном уровне: они даже приходили в офис проштрафившихся партий, требовали прекратить безобразие. На что всегда были посылаемы в суд. А это муторно.
       Кто выпускает наклейки? Из общественных организаций наиболее активны четыре: Антимилитаристская радикальная ассоциация, молодые антифашисты, поддерживающие сайт www.redskin.newmail.ru, Центр этического отношения к животным и традиционалистско-христианский центр «Жизнь», ведущий агитацию против абортов.
       Политические партии и организации можно разделить на два вида: «солидные» и «радикальные». «Солидные», имеющие свои фракции в Думе, связи в газетах, журналах, на радио и телевидении, уделяют наклейкам внимание в основном во время предвыборных кампаний. «Радикальные» же заинтересованы в метрорекламе круглогодично.
       Среди политических радикалов выделяется категория тех, кто нацелен на провокацию в ту или иную сторону и отвлекает тем самым ФСБ от ловли врагов народа. Кому-то из них жизнь немила без наклеек, где нередко встречаются слова, оскорбляющие национальные меньшинства. А вот кому-то, наоборот, не угодили русские: не так давно начали появляться наклейки, требующие освободить Салмана Радуева.
       На ультралевом фланге последовательностью и рекламной грамотностью отличаются создатели www.1917.com. Выпускаются наклейки самозваного «красного форпоста в интернете» www.communist.ru. Печатает наклейки и движение «Автономное действие»: их тематикой в основном являются антифашизм и реклама сайта www.antijob.nm.ru. Есть наклейки и у остатков и осколков некогда могущественного комсомола. Но современные комсомольцы не понимают правил «общества зрелищ»: ни придумывать яркие лозунги, ни нарисовать красивые картинки, ни даже как-то толково расклеить свою продукцию им не удается.
       Так что российским крайне левым еще далеко до западных собратьев.
       Зато у нас все более заметна активность ультраправых. Более всего преуспело РНЕ. Не отстают и их конкуренты — например, Народная национальная партия. И это весьма показательно: ультраправые учатся на своих ошибках лучше, чем левые и центристы.
       В середине 90-х РНЕшники прославились своими мрачными листовками со стилизованными свастиками. Теперь они изменили тактику — решили осваивать мастерство пиара: мрачные бумажки сменили красочные наклейки с неплохим дизайном. Также наклейки начала выпускать профашистски ориентированная музыкальная Корпорация тяжелого рока и антисемитская газета «Дуэль». Сюжет — разные сценки с Путиным, Чубайсом, чекистами или другими политическими и историческими персонажами. Например, на одной наклейке изображают Путина, едущего на самоходном унитазе «мочить» террористов.
       В нашем мире потребления человек все больше и больше попадает в зависимость от рекламы, новых медиатехнологий «промывки мозгов». Это очень эффективно в атмосфере социальной пассивности и закомплексованности. Политическая наклейка с ее аурой общедоступности и творческой самостоятельности оказывается простым и сравнительно дешевым способом добиться успеха в деле зомбирования масс.
       Одним словом, война наклеек объявлена. Пока побеждают ультра…
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera