Сюжеты

XXXXXXXX

Этот материал вышел в № 25 от 08 Апреля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Политическая реклама в Московском метро «Эти сорок две минуты под землей... Я день за днем сложу в года» — как оказалось, у этой некогда популярной песенки появился теперь и политический подтекст. Поскольку каждый день огромное число...


Политическая реклама в Московском метро
       
       «Эти сорок две минуты под землей... Я день за днем сложу в года» — как оказалось, у этой некогда популярной песенки появился теперь и политический подтекст. Поскольку каждый день огромное число москвичей находится под землей значительно дольше, чем сорок две минуты, московское метро стало самым рекламоемким и пиар-привлекательным объектом в столице. Здесь, под землей, ведут непримиримую битву за воспаленное сознание москвичей и производители жевательной резинки, и политические партии — от маоистов до фашистов, от либералов до антисемитов — все они истово принялись заклеивать метро наклейками. Сегодня этих наклеек в метро куда больше, чем листовок или политических настенных надписей на улицах. Они корябают взор повсюду: в вагонах, на эскалаторах и даже на окошках касс...
       
       Успех политической наклейки колоссален: ведь чтобы реально охватить все десятки квадратных километров нашего огромного города — все столбы, остановки, подъезды и заборы, — надо напечатать сотни тысяч листовок. И этого мало — надо найти сотни человек, которые ради заработка или убеждений расклеят все это или разрисуют заборы слоганами.
       С наклейками проще. Только одна — размером 6х9 где-нибудь на «Маяковке» — принесет пользы больше, чем сотня транспарантов в Марьине. По словам одной из активисток Антимилитаристской радикальной ассоциации (ставшей известной во многом именно благодаря наклейкам), в лучшие времена они расклеивали около 800 наклеек в неделю. Этого количества вполне хватает, чтобы каждый день почти каждый москвич хотя бы раз увидел призыв прийти на очередной антивоенный митинг или откосить от армии.
       Наклейки — дешевое средство агитации. Стандартный лист А4 (включая печать рисунка) обходится примерно 2 рубля. На нем можно разместить от 2 до 16 наклеек. И клеить их проще, чем листовки.
       Наклейки бывают двух видов — «вагонные» и «эскалаторные». «Вагонные» могут содержать небольшой текст, в «эскалаторных» печатать текст бессмысленно — на постоянно движущейся дорожке ничего, кроме одного слогана, названия партии, газеты или веб-сайта, прочесть невозможно.
       Если соблюдать правила, то ничего просто так пришпандоривать нельзя — надо связаться с рекламным агентством метро и за большие деньги получить разрешение. Этого, конечно, никто не делает. К тому же несанкционированную расклейку очень сложно подвести даже под Административный кодекс, а если и удастся, максимально возможное наказание — 200 рублей, и то по суду (милиционер возьмет меньше — «сотку»). Но все же расклейщики редко экспериментируют с милицией — вдруг кто-нибудь упертый попадется… Хотя бояться приходится больше не людей в сером, а уборщиц — это вообще самые ярые борцы с расклейщиками.
       Как говорят, лоббистские усилия тружениц тряпки и швабры заставили в свое время метрополитеновское начальство бороться с наклейками на официальном уровне: они даже приходили в офис проштрафившихся партий, требовали прекратить безобразие. На что всегда были посылаемы в суд. А это муторно.
       Кто выпускает наклейки? Из общественных организаций наиболее активны четыре: Антимилитаристская радикальная ассоциация, молодые антифашисты, поддерживающие сайт www.redskin.newmail.ru, Центр этического отношения к животным и традиционалистско-христианский центр «Жизнь», ведущий агитацию против абортов.
       Политические партии и организации можно разделить на два вида: «солидные» и «радикальные». «Солидные», имеющие свои фракции в Думе, связи в газетах, журналах, на радио и телевидении, уделяют наклейкам внимание в основном во время предвыборных кампаний. «Радикальные» же заинтересованы в метрорекламе круглогодично.
       Среди политических радикалов выделяется категория тех, кто нацелен на провокацию в ту или иную сторону и отвлекает тем самым ФСБ от ловли врагов народа. Кому-то из них жизнь немила без наклеек, где нередко встречаются слова, оскорбляющие национальные меньшинства. А вот кому-то, наоборот, не угодили русские: не так давно начали появляться наклейки, требующие освободить Салмана Радуева.
       На ультралевом фланге последовательностью и рекламной грамотностью отличаются создатели www.1917.com. Выпускаются наклейки самозваного «красного форпоста в интернете» www.communist.ru. Печатает наклейки и движение «Автономное действие»: их тематикой в основном являются антифашизм и реклама сайта www.antijob.nm.ru. Есть наклейки и у остатков и осколков некогда могущественного комсомола. Но современные комсомольцы не понимают правил «общества зрелищ»: ни придумывать яркие лозунги, ни нарисовать красивые картинки, ни даже как-то толково расклеить свою продукцию им не удается.
       Так что российским крайне левым еще далеко до западных собратьев.
       Зато у нас все более заметна активность ультраправых. Более всего преуспело РНЕ. Не отстают и их конкуренты — например, Народная национальная партия. И это весьма показательно: ультраправые учатся на своих ошибках лучше, чем левые и центристы.
       В середине 90-х РНЕшники прославились своими мрачными листовками со стилизованными свастиками. Теперь они изменили тактику — решили осваивать мастерство пиара: мрачные бумажки сменили красочные наклейки с неплохим дизайном. Также наклейки начала выпускать профашистски ориентированная музыкальная Корпорация тяжелого рока и антисемитская газета «Дуэль». Сюжет — разные сценки с Путиным, Чубайсом, чекистами или другими политическими и историческими персонажами. Например, на одной наклейке изображают Путина, едущего на самоходном унитазе «мочить» террористов.
       В нашем мире потребления человек все больше и больше попадает в зависимость от рекламы, новых медиатехнологий «промывки мозгов». Это очень эффективно в атмосфере социальной пассивности и закомплексованности. Политическая наклейка с ее аурой общедоступности и творческой самостоятельности оказывается простым и сравнительно дешевым способом добиться успеха в деле зомбирования масс.
       Одним словом, война наклеек объявлена. Пока побеждают ультра…
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera