Сюжеты

КРАСНЫЙ СВЕТ ДЛЯ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

Этот материал вышел в № 26 от 11 Апреля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Каждому из нас, жителей России, хоть раз да приходила в голову обидная мысль о свинской социальной политике государства. Нищенские «детские», грошовые дотации на инвалидов, заметное ухудшение качества бесплатной медицинской помощи… При...


       
       Каждому из нас, жителей России, хоть раз да приходила в голову обидная мысль о свинской социальной политике государства. Нищенские «детские», грошовые дотации на инвалидов, заметное ухудшение качества бесплатной медицинской помощи… При таком раскладе остается просто забыть о достойной и обеспеченной старости, как это принято во всех развитых странах мира. Социальные выплаты по окончании славного «трудового пути», т.е. пенсии, в России выплачиваются по сберегательной системе: работающие отчисляют часть зарплаты для выплат пенсионерам. При этом, если честно «проклячил» на государство всю жизнь, получишь почти столько же, сколько классический тунеядец и бездельник, герой журнала «Крокодил» образца 1982 года.
       Эти факторы делают невозможным повышение уровня пенсий и благосостояния пенсионеров, заслуживших право на достаточную заботу государства. Выход один: кардинально реформировать пенсионную систему, приведя ее в соответствие с жесткими законами современной жизни.
       Казалось, с мертвой точки дело сдвинулось в конце 2001 года. Государственная Дума приняла три из восьми необходимых для реформы закона. Но дальше дело не пошло. Споткнулось чиновничество о закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».
       Альтернатива существующей сберегательной пенсионной системе – система накопительная. По сути, здесь прибавка к гарантированному государством ничтожному минимуму зависит от количества доходов будущего пенсионера и того, как отчислениями в накопительный фонд распорядится доверенный финансовый институт. А таковых институтов, работающих на финансовом рынке, существует фактически два типа: государственный и частный.
       Очевидно, что окологосударственные структуры будут вынуждены инвестировать накопленные средства в облигации федерального займа и другие госбумаги. Доходность на этом рынке находится на уровне годовой инфляции. Ясно, что негосударственные пенсионные фонды (НПФ) принесут гражданину, разумеется, тому, который в состоянии сделать квалифицированный выбор, намного больше, чем Пенсионный фонд или контролируемые им структуры. Ведь НПФ будут инвестировать пенсионные деньги намного более гибко и профессионально.
       Казалось бы, логично позволить гражданам самостоятельно делать свой выбор. Или доверять государственным структурам, что, по распространенному мнению, надежнее. Но чиновников почему-то логичный подход не устраивает.
       Перед подготовкой ко второму чтению законопроекта «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии» в правительство поступили поправки из Пенсионного фонда России (ПФР). И так маячило в этих поправках желание не допустить к пенсионным деньгам частные пенсионные фонды, такое стремление жестко администрировать и самим командовать колоссальными пенсионными деньгами, что стало как-то не по себе. Чего ради старается господин Зурабов со товарищи?
       Подобное замыкание финансовых потоков на своем ведомстве и стремление отложить как минимум до 2004 года принятие законодательных норм, регламентирующих деятельность негосударственных пенсионных фондов (НПФ), а также ряд других поправок, вызывают к руководству ПФР слишком много неприятных вопросов. К чему, например, вместо определения управляющих компаний для операций со средствами накопительного страхования на рынке конкурсным путем определять их список указкой «сверху»? Такой бюрократический способ, как мы знаем, рождает лишь нездоровые финансовые схемы.
       Так кто же тормозит реформу пенсионной системы? Пенсионный фонд России образован еще в 1991 году по постановлению Верховного Совета РСФСР. До сих пор его статус фактически не определен. Тем не менее в распоряжении ПФР находится до 500 млрд (!) государственных рублей. Которыми можно распоряжаться практически бесконтрольно. А если замкнуть на себя всю систему обязательного пенсионного страхования, то только за первый год она принесет ПФР еще до 40 млрд рублей.
       ПФР явно не готов к той роли, которую себе прочит. Шеститысячный коллектив Михаила Зурабова не в состоянии справиться с 63 млн застрахованных граждан. В этом случае очереди пенсионеров смогут посоперничать с очередями в винные магазины времен «сухого закона».
       И самое печальное: ответственность удачно переляжет с плеч г-на Зурабова на плечи президента и правительства. Костерить на чем свет стоит будут не его, а верховные власти, в очередной раз придумавшие, как поиздеваться над своим народом.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera