Сюжеты

ЧЕРНАЯ БЕЗРУКАВКА, БЕЛЫЙ ФРАК

Этот материал вышел в № 26 от 11 Апреля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

или Брегович без Кустурицы Отчего приятно ходить на Горана Бреговича, так это оттого, что, с одной стороны, знаешь, чего от него ожидать, а с другой стороны, все равно сотворит с нутром такое, что отложишь все свои планы на поздний вечер,...


или Брегович без Кустурицы
       


       Отчего приятно ходить на Горана Бреговича, так это оттого, что, с одной стороны, знаешь, чего от него ожидать, а с другой стороны, все равно сотворит с нутром такое, что отложишь все свои планы на поздний вечер, запрешься в тишине да и задумаешься. Воистину колдовство цыганское.
       6 апреля, как и ровно год назад, Брегович вышел на сцену Театра им. Моссовета не сразу. Вперед пустил огромного, долговязого барабанщика Оги, который по совместительству еще и дирижер, и аккордеонист, и человек с тамбурином. Затем появился сам — весь в белом, как и положено цыганскому барону. Как и положено Горану Бреговичу, начал с саундтрека к «Королеве Марго». Снова сцену с самым известным югославским композитором делили его цыганский оркестр The Wedding & Funeral Band, польский оркестр, православный хор «Пересвет» из Свято-Данилова монастыря и три болгарские бабушки в национальных костюмах и платках. Бабушки, кстати сказать, неподражаемы, на их балканские напевы диву даешься. Вроде поют знакомое древнеславянское, на посиделках с подружками моя прабабка после третьей рюмки водки то же самое затягивала. Да только болгарки хитрят, темное затевают: изливают старое бабье, улюлюкают, а сами ногами брейк-бит отстукивают.
       Сочетание «Кустурица — Брегович» — устоявшийся культурный фразеологизм. Хотя экс-сладкая парочка при упоминания друг о друге теперь только морщится, однако понимает, что известность и слава вместе нажиты. Поэтому в первой части концерта звучала написанная более десяти лет назад музыка из «Черной кошки, белого кота», «Андеграунда» и «Аризонской мечты», традиционно не обошлось без «In The Death Car», «Месячины» и «Калашникова». Лишь во втором отделении композитор вежливо ознакомил с новыми творениями. Впрочем, при упоминании о конфликте с Кустурицей Брегович лаконично уходит от ответа: «О ссоре с Эмиром я вообще-то узнал из газет...».
       Все нынешнее творчество Горана держится на старых дрожжах и заначках. Его сочинения по-прежнему остаются кинематографичными. Трудно осуществить прослушивание его творений в домашней четырехстенной обстановке, зато легко представить, как его диск крутится в плеере и проходит с тобой один переулок за другим, рассматривает заплесневевшие ступеньки сразу за аркой в соседнем дворе, пробует на прочность подсушенный солнцем асфальт и заглядывает в глаза прохожим. Одним словом, творит новую реальность.
       Тоска у Бреговича воистину цыганская — неизбывная, всепоглощающая, полнейшая, не под стать красиво-меланхоличным балладам Нового Света. Плач скрипки сменяется ритмичностью африканского барабана, задушевная молитва «Отче наш» прерывается задорными прибаутками. Мужской хор выводит на высокую ноту попсовое «ла-ла-ла» так, словно вторит перезвону малых колоколов на церковной башне. Музыка почетного белградца не способна служить дополнительным фоном или стимулом к действию, потому что знаменательна своим максимализмом. Тут важно вовремя погрозить Бреговичу пальцем. Иначе душу целиком себе присвоит. А коли слушатель воспротивится, так возьмет силой. Балканский кочевник запускает свои звуки в человеческую плоть уверенно. Так хирург препарирует тело.
       Человек-Брегович — светел и мудр. Выросший из поколения хиппи, тридцать лет честно исполнявший профессию рок-звезды, теперь в возрасте 50 лет спокоен и уверен. Немного кокетничает, называя свою музыку старомодной. Сидит себе с гитаркой в темном углу, ножкой притопывает. На центральное место сцены сажает барабанщика Оги, вызывающе лысого и с длинными крепкими ручищами. Мол, тот эффектнее смотрится в роли затейника и оркестром дирижирует, кистями рук рисуя в воздухе сердце. Пусть прохвосты-журналисты принимают громилу в черной безрукавке за самого маэстро. Брегович же знает, что в зале, где не найти ни одного свободного места, он король, да притом цыганский.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera