Сюжеты

КАК ВСЕ НЕРВНЫ

Этот материал вышел в № 26 от 11 Апреля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

А.П. Чехов «Чайка». Постановка Льва Додина, сценография Алексея Порай-Кошица. Театр Европы (Санкт-Петербург) В реквизите не хватает лестниц. Шатких, влажных от сырости, с ветхими перилами «петушковой» резьбы и с опасной подгнившей...


А.П. Чехов «Чайка». Постановка Льва Додина, сценография Алексея Порай-Кошица. Театр Европы (Санкт-Петербург)
       


       В реквизите не хватает лестниц. Шатких, влажных от сырости, с ветхими перилами «петушковой» резьбы и с опасной подгнившей ступенькой над оврагом. Годами ступеньку не чинили, пока не подломилась под ногой декадента-меланхолика, издав звук лопнувшей эфирной склянки.
       Ступени символизировали б здесь не византийскую «лествицу» духовного возрастания. А суетливую, кишащую субъектами естественного отбора, лестницу Ламарка, зоологическую табель о рангах.
       В спектакле Льва Додина проступила конструкция пьесы как путаницы ступенчатых цепочек ущемленных самолюбий и несбывшихся надежд почти всех персонажей.
       Вот г-да сочинители: благородный дядюшка Сорин (Аркадий Коваль), который «когда-то... страстно хотел двух вещей: хотел жениться и хотел стать литератором, но как-то не удалось ни то, ни другое. Да».
       Ступенью выше — новатор Треплев (Олег Дмитриев). Для него недосягаем учтивый профессионал Тригорин (Сергей Курышев). Но и над Тригориным парит, терзая недосягаемостью, тень Тургенева.
       Вот дамы: уездно-развязная, нарочито небрежная, с вымученной бравадой эманципе и «плакончиком» хлебного в кармане Маша (Мария Никифорова).
       Ступенью выше — Нина (Елена Калинина). Но и ей в замысле «Чайки» МДТ усадебная юность придала не поэтичность и обреченность, а уездную экзальтацию, дидактическую наивность поклонницы всех талантов, диковатую восторженность, мучительные изъяны в умении держаться и сдерживаться, понимать подтексты и парировать уколы в беседе...
       На Нину оценивающе (о, как однозначно оценивающе!) смотрит страшноватая Аркадина Татьяны Шестаковой. В этой «Чайке» Аркадина похожа на «львиц» образца советских 1970-х: в каждой журнальной редакции была такая богиня Гера с ласково-беспощадным взглядом. Лучшая советчица начинающих авторов — скептичная, как цикута.
       Под лавандовым шелком ее блузы — черный трикотаж и серебро. Под ее апломбом — тайный страх самозванства и разоблачения. Тем более что в спектакле есть и другая лестница Ламарка. Жестокая. Возрастная.
       В постановке Льва Додина не Ирине Николаевне, а сыну ее верных сорок три года. Этот Треплев, угрюмо сторонящийся пошлости «великих талантов», явно протосковал в дядюшкиной усадьбе не пять, а двадцать пять лет. Он у Додина ощутимо старше подтянутого яппи-Тригорина: оттого и ущемленность треплевская куда мучительнее, неблагообразнее, жесточе...
       Треплев, стареющий дилетант с принципами, человек проспавшего себя (или задавленного во сне) поколения — самый нынешний типаж...
       Еще одну цепочку сломленных, нелюбимых, не умеющих удержать слишком стремительную для них, слишком перелетную для их заболоченного озера птицу составляют в спектакле учитель Медведенко (Игорь Николаев), угрюмо преданный Маше, Маша, угрюмо преданная Треплеву... сам Треплев... Нина...
       Они различны во всем! Для Медведенко нищета — это жизнь вшестером на двадцать три рубля в месяц, заикающийся подсчет чая-сахара... Для доктора Дорна нищета — это «последние две тысячи», прожитые в Генуе.
       Но ощущение «у меня ничего нет» у них очень схожее. Как все нервны...
       А вот и управляющий Шамраев (Сергей Бехтерев). Он театрал. Его светские беседы со столичной примой об уездных комиках эпохи Несчастливцева, о которых Аркадина не слыхивала, ее ленивые и язвительные ответы, поучительный рассказ управляющего (явно задуманный как обращенный к «богеме» суровый глас народа) о том, как знаменитого итальянского баса на октаву перешиб «простой синодальный певчий» (в диалоге актеров МДТ видно, какой жестокий комплекс терзает Шамраева!), — эта периферийная линия пьесы вдруг кажется лейтмотивом.
       «Если б мы воистину держались своих корней, Чехов бы так никогда и не выехал из Таганрога», — элегически заметил в «Записях и выписках» М.Л. Гаспаров. Чехов, однако же, выехал. И выдавил. И знал цену этому жестокому внутреннему труду. «Чайка» МДТ кажется спектаклем о людях, не умеющих меняться, не самоценных и оттого не свободных. Видящих себя не в себе, а в неполноценности сравнения с кем-то.
       В почву вокруг озера с голавлями, туманами и усадебными фейерверками они вросли не корнями, а кандалами. К «выдавливанию из себя по капле» тяжкого ущерба (который здесь у каждого свой, но всех терзает одинаково) неспособны. И к самоуважению тоже. Увы...
       На сцене плещет тяжелая, зеленоватая, стоячая вода настоящего озера.
       Ни одна чайка здешней породы недолетит и до середины... Так задумано.
       Горят фары щеголеватых, очень фактурных велосипедов начала ХХ века.
       Если зрителю вдруг захочется в этом илистом озере, точно в зеркале, увидеть себя, станет холодно, холодно, холодно. Страшно, страшно, страшно.
       Кто-то должен поставить точку пули в абсолютно безвыходном конце.
       Ну Константин Гаврилович и застреливается...
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera