Сюжеты

КАК ВЫЙТИ ИЗ УГОЛЬНОГО ТУПИКА

Этот материал вышел в № 30 от 25 Апреля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

МПС ищет возможность помочь шахтерам Нынешняя, более теплая, чем обычно, зима поставила в непростое положение многие отрасли, а это, в свою очередь, не могло не отразиться на перевозках угля по железной дороге. К примеру, в таком суровом...


МПС ищет возможность помочь шахтерам
       
       Нынешняя, более теплая, чем обычно, зима поставила в непростое положение многие отрасли, а это, в свою очередь, не могло не отразиться на перевозках угля по железной дороге. К примеру, в таком суровом крае, как Красноярский, в самый разгар зимы среднесуточная температура составляла около нуля градусов вместо привычных 30—40. Немудрено, что резко сократились потребности в топливе у энергетиков. Только за первый квартал этого года электростанции не вывезли с шахт и открытых разрезов около 10 миллионов тонн угля. В том же Красноярском крае объединение «Красуголь» снизило добычу топлива почти вдвое – с 14 до 7 миллионов тонн за квартал, пришлось сократить мощности на многих его предприятиях, а на одном угольном разрезе даже приостановить работу.
       «Угольная проблема» тяжело сказалась на железнодорожном транспорте – ведь перевозки этого вида топлива являются одними из основных для МПС. Они составляют до 25 процентов всех перевозимых грузов, а тут объем перевозок стал катастрофически падать. К сегодняшнему дню железнодорожники потеряли значительные объемы доставки угля потребителям – в отдельных районах страны до 26 процентов прошлогодних.
       Надо сказать, что ситуация является на самом деле еще более серьезной в силу определенной сезонности работы железной дороги: там, как в земледелии, каждому овощу – свое время. Невостребованный зимой уголь куда труднее перевезти в летний период, когда оживляется и начинает работать в полную силу строительный комплекс, требующий большого количества вагонов под свои сезонные грузы и перевозки. Не отложишь и летние ремонты путей, ограничивающие пропускную способность стальных магистралей, и нарастающий с наступлением отпускного периода поток пассажирских поездов.
       Если в целом сопоставить все эти объективные обстоятельства, то станет ясно, что справиться с ситуацией, сложившейся после слишком мягкой «плюсовой» зимы, отнюдь не легко. И хотя внешне «угольная проблема» не выглядит какой-то катастрофой, Министерство путей сообщения РФ и управления всех железных дорог сейчас похожи на штабы по чрезвычайным ситуациям – настолько серьезная идет мобилизация ресурсов. Ведь, к сожалению, горький опыт предыдущих лет показывает, что не всегда «смежники» — если так можно назвать партнеров МПС – готовы к взаимодействию, и здесь надо прилагать немало усилий, чтобы скорректировать чьи-то недоработки.
       Железнодорожники не-однократно ставили и перед энергетиками, и перед угольщиками вопросы равномерности перевозок угля в течение всего года. В минувшем году даже было подписано и действовало соглашение с заинтересованными сторонами на сей счет. И тем не менее в 2001 году уже к концу лета все графики, что называется, полетели, и Дальний Восток оказался, по сути, закупоренным многокилометровыми пробками железнодорожных составов. Только теплая зима и принятые чрезвычайные меры позволили тогда Приморью избежать беды. Но похоже, щадящие природные аномалии кого-то и расслабили, и есть все шансы, чтобы снова наступить на те же грабли.
       Сегодня штабы железнодорожной отрасли изыскивают возможности преодолеть ситуацию. В Министерстве путей сообщения хорошо понимают, что дело не только в сложности переброски угля через «узкую горловину» летнего периода, но и в тех потерях, которые сейчас несут партнеры-угольщики. Шахты уже не могут вести добычу твердого топлива в обычных объемах, потому что все их площадки и складские территории «затоварены». К примеру, если год назад к середине апреля запасы угля на шахтах в Кузбассе составляли 5,5 миллиона тонн, то теперь они уже перевалили за 7,5 миллиона, а в целом по отрасли только за первый квартал года эти запасы возросли с 7 до 10 миллионов тонн. Таким образом, временное падение внутреннего спроса на уголь для электростанций спровоцировало достаточно серьезный кризис, который не удалось преодолеть даже некоторым увеличением поставок топлива на экспорт. Более того, при кризисе перепроизводства угля в стране его продолжают импортировать по заключенным прежде договорам из Казахстана для нужд энергетики Урала и Сибири.
       О сложившейся серьезной обстановке шел разговор на встрече президента РФ Владимира Путина с министром путей сообщения Геннадием Фадеевым, которая состоялась в Кремле 15 апреля. На этой встрече были затронуты многие серьезные проблемы отрасли, в том числе касающиеся обновления основных фондов МПС, подвижного состава, пассажирских перевозок, ценовой политики. Но «угольная проблема» настолько важна, что В. Путин не мог обойти ее. Он обратил внимание прежде всего на то, что на складах угольных разрезов скопилось большое количество угля. В этой связи президент России рекомендовал подготовить специальные графики вывоза угля, скопившегося в Печерском, Камско-Ачинском, Харанорском разрезах, чтобы дать возможность работать угольным разрезам и готовиться к следующей зиме. Разговор получился конструктивный, он дал импульс для поиска рациональных путей разрешения проблемы.
       Конечно, принимаемые сейчас МПС меры не дадут видимого эффекта в краткосрочной перспективе, а будут стимулятором для второго полугодия, когда произойдет рост спроса на уголь. Но выход из кризиса и преодоление «угольной проблемы» закладываются сейчас. Министерство путей сообщения уже направило в Минэнерго и РАО «ЕЭС» предложения по согласованию помесячной отгрузки угля энергосистемам. Только ритмичной работой, строгим выдерживанием графиков, рационализацией поставок и полным напряжением сил можно исправить положение и войти в то нормальное русло, из которого отрасль и смежников выбили теплая зима и кризисные спады спроса на уголь.
       Одновременно с мерами, принимаемыми в центральном аппарате отрасли, идут выработка стратегии и согласование графиков перевозок угля на местах, на всех железных дорогах страны. В Министерстве путей сообщения понимают, что, только когда на местах приложат все силы, «угольная проблема» будет решена.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera