СюжетыОбщество

КТО «ДЕЖУРНЫЙ»?

Этот материал вышел в номере № 30 от 25 Апреля 2002 г.
Читать
Новая программа АТВ. Повторение пройденного От перемены мест ничего не меняется. Вот ведущий Андрей Максимов пересел из левого (относительно зрителя) кресла в правое, с ТВЦ – на «Культуру» и РТР, из синей студии «Времечка» на Красную...

Новая программа АТВ. Повторение пройденного

О

т перемены мест ничего не меняется. Вот ведущий Андрей Максимов пересел из левого (относительно зрителя) кресла в правое, с ТВЦ – на «Культуру» и РТР, из синей студии «Времечка» на Красную площадь, а результат все тот же. Хоть «Ночным полетом» его назови, хоть «Дежурным по стране».

15 апреля был первый выпуск «новой» программы АТВ «Дежурный по стране». Слово «новая» закавычено вполне оправданно: впечатление от просмотра передачи такое, словно это и не премьера вовсе. Так, очередной прогон очередной душевной беседы душевного ведущего Максимова с очередным гостем. Конечно, нельзя не заметить новшеств: камеры установлены в помещении бутика «Боско ди Чильеджи», что в ГУМе, с видом на Кремль. Зрители созваны сплошь не простые – писатель-юморист Кнышев, артист Жигалкин, бывший министр экономики Ясин, первый вице-спикер Слиска, телеведущий Скороходов. Ну кофе им налит. Экраны опять же установлены на Красной площади и окрест – для народа, что толпится за стеклом бутика. Только это все ради форса телевизионного. Декорации как будто свежие, неистрепанные. Но пьеса-то та же.

В жанре ток-шоу на телевидении, да и вообще в жизни, очень трудно придумать какую-то новую формулу. Особенно если набор элементов прежний. Каждый канал, каждый ведущий выкручивается, как может. Отделывает стильную студию (отдельная благодарность Борису Краснову) и сажает гостя одного («Кумиры» на ОРТ); меняет порядок выхода гостей (последовательный, один за другим – как в «Большой стирке» на ОРТ и «Принципе «Домино» на НТВ) и их количество; приглашает не публичных, не известных, но безусловно любопытных собеседников («Гордон», НТВ). По экрану бежит строка комментария, разговор прерывается показами клипов не по теме («Ночная смена», ОРТ); участники передачи поют свое и чужое («Открытый проект», ТВЦ); зрители голосуют («Свобода слова», НТВ). Как бы там ни было, в каждой программе должна быть изюминка-зацепочка-фишечка. Хотя бы одна. Хотя бы гость.

В этом смысле Андрей Максимов никогда не проигрывает. Его всегдашние собеседники в «Ночном полете» – люди, априорно интересные зрителю: Джигарханян, Симонова, Вознесенский, Гайдар, Кабо… «Дежурный по стране» – заведомо козырная, беспроигрышная Персона: Михаил Жванецкий. Тонкий, чуткий наблюдатель, блистательный рассказчик, мастер парадокса и кудесник метафоры. Вот только одно: как всякому натуральному, классическому, аутентичному одесситу, к тому же писателю да еще сатирику, Жванецкому не нужен собеседник. Ему нужен слушатель. Тогда зачем весь этот антураж? И Красная площадь, и вопросы зрителей, и кофе, и экраны? Все, что вы хотите узнать у Жванецкого, есть в его книгах. То, чего еще нет, можно услышать на концертах. А их часто показывают по ТВ.

Конечно, это весьма почетная должность – «дежурный по стране». Повязка с такой надписью окольцовывала плечо гостя в «Ночном полете». На один вечер ее обладатель становился главным по тарелочкам, вдаль смотрящим, путь освещающим. Слово казалось судьбоносным, суждение – бесспорным, жест – указующим. То было не интервью, а разговор, и участники его были совершенно равны. Андрей Максимов всегда был отличным журналистом, чутким собеседником. К счастью, ничего не изменилось. К сожалению, ничего.

Максимов слишком давно на телевидении, чтобы изобретать. Потому он повторяется. А повторения обижают зрителя. Почему бы ему не позвать на программу смотрителя у эскалатора в московском метро, милиционера, дальнобойщика, акушерку? Они так же дежурят по стране, бдят, трудятся, слушают и смотрят, обобщают, анализируют и делают выводы. Но они никогда не попадут к Максимову. Потому что рядовые. Потому что он делает передачу не про, а для них.

Ладно, такова зрительская доля — терпеть. Или пальпировать кнопку «выкл.». И все же терпеливый зритель (сужу по себе) слегка озадачен. Передача заявлена как новая, а глаз привычно нащупывает в «Дежурном по стране» ту же диспозицию, тот же предметный ряд и те же аксессуары, что были до сих пор (и остаются) в «Ночном полете»: два собеседника, красные кресла, мигающий телефон, зрительские вопросы. Пиджак на ведущем как будто прежний… И – Жванецкий. Давний друг и частый гость. Вечный, словом. Пригласите его во «Времена», посадите в «Свободу слова» – он везде будет уместен, самостоятелен и самодостаточен. Он сделает передачу.

Так вышло и в «Дежурном…»: Жванецкий как будто бы провел свой крохотный творческий вечерок. Говорил определениями, нанизывал существительные, завивал причастные обороты. Делал паузы после шуток, зрители ожидаемо реагировали на них. Какая-то женщина записывала выступление на диктофон.

А вот Максимов, показалось мне, был бледнее обычного. Задавал корявые вопросы, повторялся, озвучил топографическую привязку: «Дежурный по стране» – в самом ее центре, на Красной площади. Что вам думается об этой стране?». «Эта страна очень опасная…» — начал Жванецкий… И тут мощно, полнозвучно забили куранты…

Зря. Бутик, экраны, центр страны, перенос передачи с одного канала на другой – это не те изменения, которых зритель ждет от телевидения. Покажите мне свежую концепцию, новую постановку. Так и быть, со старыми лицами – я их люблю. Если не будет рядовых граждан – ничего, я потерплю, ибо вижу их ежедневно воочию.

А на экране я хочу перемен. И слагаемых, от которых меняется сумма.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow