Сюжеты

ОБЩЕСТВО, ПОРА В ШКОЛУ

Этот материал вышел в № 30 от 25 Апреля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

В Москве прошла первая Всероссийская конференция «Общественные ресурсы образования» Существует глупая версия о том, что мозги даются от природы. От природы нам перепадает лишь голова. В лучшем случае — сообразительная. А хороший мозг надо...


В Москве прошла первая Всероссийская конференция «Общественные ресурсы образования»
       


       Существует глупая версия о том, что мозги даются от природы. От природы нам перепадает лишь голова. В лучшем случае — сообразительная. А хороший мозг надо искать. Найти и воспитать.
       Конечно, сырьевые ресурсы могут прокормить страну. Но интеллект это сделает лучше, красивее и надежнее. В общем, задача ясная и сложная: найти и воспитать.
       Именно этой теме была посвящена первая Всероссийская конференция «Общественные ресурсы образования», которая состоялась 20 апреля 2002 года в Федерации Интернет Образования (ФИО). «Сегодня впервые обсуждается накопленный в нашей стране опыт образовательных программ», — отметил в своем приветствии Ответственный секретарь ФИО Сергей Монахов. Конференция стала логическим продолжением Гражданского Форума, где обсуждалась роль общественности в решении проблем российского образования.
       Конференция подтвердила необходимость объединения усилий общества, государства и бизнеса для решения задач образования.
       Ведь от интеллектуальной базы зависит будущее страны. Нашей страны, где так много далеких уголков, в которых свет — радость, а книга — редкость. И кадровый капитал только на первый взгляд меньше финансового.
       Вот точка зрения председателя правления НК «ЮКОС» Михаила Ходорковского, которую он изложил на конференции.
       Первое: проблема образования — главнейшая на сегодняшний день, поскольку экономический рост России напрямую связан с интеллектуальным потенциалом.
       Второе: необходимо резко повысить качество образования за счет целенаправленного формирования и рационального использования интеллектуального потенциала.
       Ходорковский очень точно заметил, что речь даже не о системе передачи знаний, а о реализации этих знаний в жизни. Иметь огромный потенциал — это задача важная, но не единственная. Использовать его — проблема не менее важная.
       Министерство образования РФ высказало свой взгляд на модернизацию образования. Бюджеты школ наполняются согласно закону об образовании, от государственной поддержки молодежных учреждений. Мировая практика накопила опыт создания попечительских советов в каждой школе, цель которых будет заключаться в поиске внебюджетных средств и контроля за работой школы. Пока эту работу «саботируют директора школ», отметил министр образования России Владимир Филиппов. Министр обещал, что к концу года каждая школа в стране станет юридическим лицом. И сможет иметь бюджетные и внебюджетные счета.
       Министерство образования поощрило также внедрение в образовательную систему модели, предложенной Федерацией Интернет Образования для повышения квалификации учителей, — проект «Поколение.ru.» Его цель — организация массового бесплатного обучения российских учителей интернет-технологиям. Пятилетний проект предполагает открытие в пятидесяти регионах России центров интернет-образования. В них более четверти миллиона учителей узнают о принципах использования интернет-технологий в учебном процессе. А многомиллионная армия школьников получит ключ к интернету.
       Уже подводя итоги конференции, Владимир Филиппов сказал: «Мы с вами сделали очень важный шаг — политический. Когда прошел Гражданский Форум, всем показалось, что сейчас все заработает, но для этого надо было создать механизмы. Сегодня мы заложили основы и механизмы».
       За плечами ФИО более 22 тысяч учителей, прошедших обучение. А в кармане — дипломы международных и всероссийских выставок. В 2000 и 2001 гг. ФИО признана «Фирмой года в области образования».
       Требования общества к выпускникам и, соответственно, самих выпускников к себе растут слишком быстро, чтобы школа могла отвечать на этот заказ, сохраняя качество. Выход — повышение уровня и авторитета учителя. Преподаватель, который строит занятие с участием компьютера, имеет не только качественное преимущество, но и предпочтение в глазах ученика по сравнению с учителем с хрестоматией под мышкой.
       Сегодня, по крайней мере в Москве, трудно встретить школьника, для которого был бы закрыт экран компьютера. И немного легче найти учителя, для которого электронный мир не чудо, а факт. Да, скорее всего информационное образование — это завтрашний день. Сегодня жизнь школы — это бумажная жизнь. В оболочке из учебников и пособий. Но процесс автоматизации образования идет. И самый популярный образовательный сайт — это сайт рефератов. Бороться с этим можно, но бессмысленно. И если не помогают усилия, может, поможет участие.
       Качество образования меняется, ибо меняется сама система, когда фактом становится то, что ученик может знать больше учителя. Появилась новая составляющая учебного процесса — компьютерная мышка, которая ломает традиционный образ учителя с указкой. Однако процесс модернизации образования надо сделать одновременно и массовым, и индивидуальным — ведь в интернете нет права на истину, уже известную и не оспариваемую, которую раньше излагали в учебнике жирным шрифтом с красной строки. Интернет переполнен информацией, по каждому вопросу можно найти ресурсы, причем как «за», так и «против». В ситуации, когда возможны даже несколько победителей в одной войне, учитель теряет свою монополию на информацию. А чтобы не потерять имя, он должен идти в ногу со временем. И педагог вступает в новый век — век информационных технологий.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera