Сюжеты

МЕЖДУ ДЕМПИНГОМ И СЛАВОЙ

Этот материал вышел в № 30 от 25 Апреля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Нынешней «Арт-Москве» предшествовали два заметных события в жизни актуального искусства. Во-первых, выдвижение художника Сергея Шутова на соискание Госпремии РФ в области культуры. Его инсталляция «Абак» добралась до российского павильона...


       
       Нынешней «Арт-Москве» предшествовали два заметных события в жизни актуального искусства.
       Во-первых, выдвижение художника Сергея Шутова на соискание Госпремии РФ в области культуры. Его инсталляция «Абак» добралась до российского павильона на 49-й Венецианской биеннале; сорок одетых в черные балахоны анимированных манекенов беспрерывно кланяются и бормочут обрывки молитв на разных языках. Как сказано в аннотации, они «апеллируют ко всему множеству мировых художественных культур». Глобально...
       Амбиции закономерны. Некогда альтернативное искусство уже не раз доказало свое стремление к статусности или салонности. Даже известные «искусствоведы-нонконформисты» Иосиф Бакштейн и Виктор Мизиано служат теперь во вполне постсоветском РОСИЗО. Непонятно только, как многоопытное жюри будет выбирать между инсталлятором, «почвенническими» холстами Николая Колупаева и, допустим, качественной живописью Павла Никонова?
       Помимо апрельской «государыни» в Третьяковке, роль ринга для борьбы традиционного и новаторского искусств составляют пока только художественные ярмарки. Кого взяли на «Арт-Москву», а кого — только в «Арт-Манеж», у кого больше вещей купил Зураб Церетели, а у кого — Умар Джабраилов.
       Тут, правда, карты спутало второе обстоятельство: весенняя распродажа современного искусства из собрания Инкомбанка по бросовым ценам. За шумихой с куплей-продажей «Черного квадрата» и других произведений Малевича (два из них уже ухватил Церетели) в тени осталась ликвидация на дилерских, то есть самых демократичных аукционах, основной «товарной массы» коллекции.
       До недавнего времени составляли ее в основном работы авторов, привыкших именовать себя актуальными. Роясь в развалах аукционного дома «Гелос», автор этих строк натыкался то на триптих Сергея Мироненко «Не верь, не бойся, не проси» (три раза по 100 у.е.), то на разрозненные листы Леонида Тишкова (20 у.е. за штуку). Не избежали инкомбанковского демпинга и более дееспособные авторы: живопись «мэтра другого искусства» Андрея Гросицкого оценена в 300—500 у.е., «Ваза с фруктами» Дмитрия Крымова стоила в два раза дешевле. Уже продано около 60% вещей, грядет уценка невостребованного товара.
       Так что фон для «Арт-Москвы-2002» получился двусмысленный. С одной стороны — остаточное стремление «Чемпионов мира» и «Мухоморов» (так назывались артобъединения 1980-х) к славе. С другой — заявленная профессиональными музейщиками цена на «актуальный» артпродукт.
       Тем не менее в ярмарке вновь участвуют столичные Айдан-галерея, XL, Галерея Гельмана, Крокин-галерея, «Улица О.Г.И.», фотогалерея «Глаз», «Ковчег» и другие. Снова добрались до Москвы владивостокская «Арка» и N-галерея из Тбилиси. Международный статус события подтверждают гости из Гонконга, Стокгольма, Берлина, Будапешта, Вены и на этот раз Риги. С годами список «артмосквичей» почти стабилизировался.
       «Наши интересы все дальше уходят в сферу того искусства, которого в России нет», — говорили мне в давнем интервью Василий и Ирина Бычковы, руководители компании «Экспо-Парк. Выставочные проекты».
       По традиции, живопись на «Арт-Москве» не поощряют (видимо, эксперты все еще принимают за нее ту изопродукцию, что заполняет ЦДХ в будни). Зато есть китайские фотографии из проекта «Бунтующие тела»: как считают устроители, снимки «отталкивают и завораживают». К тому же посетителям предоставлена уникальная для нашей средней полосы возможность: сфотографироваться с совершенно голым китайцем — если, конечно, не обращаться с такой затеей на Черкизовский вещевой рынок. Есть видео «Степень отчуждения» Моны Хатум из Великобритании, современное албанское, французское и литовское искусство...
       Прошлогодняя ярмарка завершалась «Мастерской Арт-Москва». Три десятка художников получили стенды для «прямых авторских высказываний». Кончилось скандалом.
       «Мастерская» вновь состоится, но выбор экспонентов доверили журналистам, пишущим о современном искусстве. Список кумиров получился парадоксальный. Из тех, кого «продвигал» автор этих строк, в него попали Юрий Аввакумов, Александр Бродский, Андрей Бартенев, Франциско Инфантэ, Владимир Кошляков, Игорь Макаревич, Тимур Новиков, Владимир Сальников, Борис Стучебрюков, Леонид Тишков.
       По решению «Экспо-Парка» художник-аутсайдер Владимир Архипов (один журналистский голос в его поддержку) выступит на «Мастерской» со специальным проектом. Выставка открывается в следующую пятницу. Чудны дела твои, Василий Бычков!
       
       6-я Международная художественная ярмарка «Арт-Москва» открыта до 28 апреля в ЦДХ (Крымский Вал, 10). Там же с 3 по 7 мая пройдет выставка «Мастерская Арт-Москва».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera