Сюжеты

ОДИССЕЯ В КОМНАТЕ—СЕЙФЕ

Этот материал вышел в № 30 от 25 Апреля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Киноэкран Москвы: премьеры апреля Уже замечено: весеннее солнце — провокатор «сезонного обострения» — неодолимого стремления продвинутой молодежи в кондиционированную прохладу кинозала. Там под шепот волн и стук колес поезда образца 1940-х...


Киноэкран Москвы: премьеры апреля
       


       Уже замечено: весеннее солнце — провокатор «сезонного обострения» — неодолимого стремления продвинутой молодежи в кондиционированную прохладу кинозала. Там под шепот волн и стук колес поезда образца 1940-х они испытывают невозможные в их предсессионной жизни страсти, выпрыгивая из жути триллера на гребень девятого вала все сметающей любви.
       «Шарлотта Грей» — фильм для любительниц протяженных романтических драм. Снят на основе известного романа Себастьяна Фолкса. Вторая мировая война. Героиню фильма, юную шотландку Шарлотту, вербует британское правительство для выполнения спецзаданий и связи с Сопротивлением на территории Франции. В роли очаровательного «штирлица» — чемпионка по количеству ролей в киносезоне, актриса-хамелеон Кейт Бланшетт. В сумочке разведчика, меняющего шляпки в зависимости от интерьера, а цвет волос в зависимости от «адреса», — самое необходимое: помада, гигиенические салфетки и цианистый калий.
       Шарлотта решается вступить в поединок со смертью с целью разыскать сбитого над территорией Франции летчика, харизматического Питера (Руперт Пенри Джонс). Но постепенно эта ясная цель заволакивается туманом трансформаций. Почва ускользает из-под ног, меняя ориентиры: свои—чужие, ложь—правда.
       Кейт Бланшетт сама природа наградила незаурядным даром к перевоплощению. Потому она впечатляет достоверностью даже в этих раскрашенных картонных декорациях «исторического ретро».
       Имя режиссера Джиллиан Армстронг в кинематографе пользуется уважением. Тем не менее фильмы, снимаемые ею, грешат типично женским взглядом: эмоциональные перехлесты, точечные нажимы на слезные железы.
       Новую версию судьбы Одиссея, «Шум моря», сочинил испанский режиссер Бигас Луна.
       В прибрежный испанский городок с неслучайным именем Цирцея прибывает заезжий учитель литературы с неслучайным именем Улисс. Голубоглазый «учитель» привораживает провинциальную Пенелопу древними поэтическими строками о двух драконах, взметающихся к небу над морской пучиной. Стихи, как шум прибоя, гипнотически, рабски привязывают героиню к непостоянному, как волна, Улиссу. После псевдосмерти искателя приключений она выходит замуж за богача, усыновившего ее ребенка. И нежится в штиле благополучия. Но Одиссей возвращается.
       Бигас Луна – автор знаменитой иберийской трилогии («Окорка и ляжки», «Золотые яйца», «Грудь и луна»), признанный мастер. Его поэтические сцены любви в этом фильме сняты как рифма маринистским пейзажам. А кинопортреты героини Леонор Уатлинг с апельсинами могут сделать честь любому фотобиеннале. Собственно, в своей картине Бигас Луна поет гимн триединству: Любовь—Еда—Смерть. Говорят, испанцы в этом тризвучии и слышат музыку жизни...
       Помните детскую страшилку про один черный-черный город, черную улицу, черный дом и в нем черную-черную комнату? По аналогии культовый режиссер Дэвид Финчер («Семь», «Игра», «Бойцовский клуб») снял триллер «Комната страха». Мег (Джоди Фостер), брошенная мужем, вынуждена подыскивать себе с дочкой новое жилье. Но полюбившийся им особняк вовсе не походит на «недвижимость». Кажется, что в отличие от своих застылых неприкаянных хозяек дом очень даже движим, полон непредсказуемых тайн. Особенно сейфовая комната. Она обшита сталью, напичкана аппаратурой слежения за всеми помещениями необъятного полуживого особняка.
       Грабители являются в первую же ночь. За миллионами. Которые спрятаны где? Верно, в той самой комнате. Там уже успевают укрыться Джоди Фостер с дочерью-подростком. Главным героем является сама комната. Комната-капкан. И практически все герои фильма поочередно оказываются то ли укрытыми ею, то ли пойманными.
       Эстетическая особенность фильма — работа камеры (по ходу дела Финчеру пришлось сменить оператора: проверенного коллегу Дариуса Хонджи, снявшего «Семь», на молодого, не закрепощенного традицией Конрада Холла). Для Финчера принципиальными были всеядность глаза камеры, компьютерные пролеты сквозь стены, полы, лестничные зигзаги, замочную скважину, вентиляционные отдушины. Главной проблемой героев становится тотальная невозможность уединиться, почувствовать безопасность даже в комфортном неприступном «укрытии».
       Однако в отличие от фильмов Хичкока Финчеру не удается держать накал напряжения. Сюжет то вспыхивает, то гаснет. Финальный эпизод, в котором счастливые мать и дочь дышат свежестью осеннего бульвара, и зрителями воспринимается с облегчением. Распахиваются победоносно двери стального укрытия, ну и слава богу.
       Пойдем и мы...
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera