Сюжеты

РУБЛЬ ПИШЕМ, ДОЛЛАР В УМЕ?

Этот материал вышел в № 30 от 25 Апреля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Как вернуть достоинство национальной валюте Нам говорят: экономика России выздоравливает. Нас убеждают, что уходят в прошлое черты дикого капитализма: крупномасштабные финансовые спекуляции и аферы, получение сверхприбылей за счет игры на...


Как вернуть достоинство национальной валюте
       
       Нам говорят: экономика России выздоравливает. Нас убеждают, что уходят в прошлое черты дикого капитализма: крупномасштабные финансовые спекуляции и аферы, получение сверхприбылей за счет игры на разнице внутрироссийских и мировых цен, слабость контролирующих налоговых органов…. Банки, мол, уже не могут использовать для получения прибыли гиперинфляцию, безудержный рост курса доллара, финансовые пирамиды типа ГКО.
       Все более и более серьезный крен делается в инвестиции и кредитование реального сектора экономики. Все это постоянно преподносят нам некоторые политики и средства массовой информации, однако поверить им может только большой оптимист. Анализируя состояние экономики страны, можно сделать вывод, что Россия столкнулась со страшной проблемой — экономическим террором, связанным с конкурентной борьбой транснациональных корпораций и отечественных олигархических групп.
       Российская экономика оказалась в ловушке неэквивалентного внешнеэкономического обмена. Ее положение на мировом рынке определяется большой внешней задолженностью, сырьевой специализацией в мировом разделении труда, отказом от суверенитета в проведении торговой и финансовой политики. Страна все более приобретает типичные черты сырьевой колонии. В обмен на природную ренту Россия приобретает товары народного потребления, машины и оборудование, финансируя научно-технический прогресс и создание рабочих мест за рубежом. Следствием глубокого спада производства стало резкое сокращение бюджетных доходов, что повлекло за собой быструю деградацию социальной сферы, развал системы национальной безопасности, коррупцию государственного аппарата.
       Присвоение узкой привилегированной группой приближенных к власти лиц функций государственного управления собственностью, регулирования торговли, контроля над эмиссионной деятельностью создало ей возможности для присвоения сверхдоходов за счет всего общества. Одновременно это повлекло за собой криминализацию данных видов деятельности, блокировало важные элементы обеспечения рыночной конкуренции, спровоцировало сокращение инвестиций и острый бюджетный кризис.
       Банкротство государственной финансовой системы 17 августа 1998 года явилось закономерным результатом проводившейся политики обеспечения сверхприбылей на рынке финансовых спекуляций за счет разорения бюджета и перетока капитала из производственной сферы. Российская экономика стала дойной коровой для финансовой олигархии. Каждый год «реформ» стоил производственной сфере 10—15% ВВП потерянного капитала, который уходил через банковскую систему в финансовые спекуляции и за рубеж.
       Экономический кризис в нашей стране вызван в первую очередь развалом отечественной финансовой системы. А сам развал порожден игнорированием бывшим руководством правительства и Центробанка России роли и функций рубля как всеобщего товарного эквивалента и носителя меры стоимости отечественной товарной массы. Именно пренебрежение достоинством своих денег привело к созданию громадного дефицита рублевой массы, величина которой поставлена в зависимость от количества в стране чужой валюты и спекулятивной ее цены. Доллар искусственно превращен в фальшивый стандарт стоимости, псевдотовар, рублевая цена которого и предопределяет сегодня покупательную способность самого рубля.
       Вместо выполнения своей ключевой функции — трансформации сбережений в производственные инвестиции — коммерческие банки изымали денежные ресурсы из производственной сферы и сбережений населения, прокручивали их в финансовых спекуляциях, переводили в иностранную валюту и за рубеж. В результате производственная сфера лишилась денежных ресурсов, а население — значительной части сбережений, которые исчезли в рухнувших финансовых пирамидах. Стоит ли говорить, как важно законодательно запретить финансовые спекуляции, то есть то, что не приносит пользы для реальной экономики, а лишь перераспределяет ее доходы в пользу банкиров?
       Сегодня экономику России можно охарактеризовать как «сырьевой придаток». Более 50% нашего экспорта приходится на топливно-энергетическую группу. А с учетом древесины, черных, цветных и драгоценных металлов эта сырьевая составляющая возрастает до 80%. Все это предопределяет высокую зависимость страны от конъюнктуры мировых рынков топлива и сырья.
       Отсутствие возможностей привлечения средств производственными предприятиями является главным барьером для их модернизации, повышения эффективности и объемов производства. А между тем значительная часть из простаивающих ныне 2/3 производственных мощностей промышленности могла бы быстро увеличить объемы производства в случае улучшения их финансового положения.
       Действующий экономический механизм вынуждает население свыше четверти своих доходов фактически вывозить из страны путем приобретения иностранной валюты. Между тем полное использование потенциала сбережений позволило бы утроить уровень инвестиционной активности в экономике. Но для этого необходимы кардинальное изменение проводимой денежно-кредитной и финансовой политики, ее переориентация с поддержки спекулятивных операций на развитие производственной сферы.
       Долларизация экономики уже привела страну к зависимости от импорта продовольствия и потребительских товаров, а значит, и от наличия в стране валюты. Следствиями этого явились высокая ценовая инфляция и большие государственные заимствования для покрытия растущего бюджетного дефицита, дополнительно усилившие деградацию отечественной финансовой системы.
       Освобождение рубля от губящей его связи с долларом преследует две цели. Во-первых, рубль как носитель информации о мере стоимости российской товарной массы должен стать ее зеркальным эквивалентом, а не случайным спекулятивным отражением чужой валюты. Восстановление национального достоинства российской денежной единицы позволит нормализовать в стране денежное обращение, сбалансировав его с товарным, и тем самым устранить губительное влияние чужой валюты на покупательную способность рубля. Во-вторых, для обеспечения эквивалентности международного товарообмена по стоимости и поддержания при этом баланса товарно-денежного (в рублях) обращения курс обмена валют должен равняться или быть весьма близким паритету их покупательной способности с рублем.
       Для этого необходимо прежде всего начать требовать оплату за экспортируемую продукцию не чужой валютой, а рублями, это вынудит торговых партнеров России закупать их по взаимоприемлемому курсу, равному отношению средневзвешенной стоимости экспортируемых товаров в рублях и валюте внутри России и на мировых рынках соответственно.
       «Плавающий» спекулятивный курс продажи доллара за рубли сегодня примерно в 4,5 раза превышает паритет их покупательной способности. Тем самым как бы вымогается продукция в пользу страны с более дорогой валютой. Российским экспортерам достается значительная рублевая выручка, компенсирующая неплатежи на внутреннем рынке. Если заморозить нынешний спекулятивный курс обмена, это позволит устранить дестабилизацию покупательной способности рубля, зависящей от случайных намерений финансовых спекулянтов, а следовательно, привлечь для инвестиций накопления граждан. Также справедливым будет требовать от экспортеров продажу всей их валютной выручки только Минфину РФ для погашения внешнего долга страны. Такая «обязательная конвертация» явится первым шагом к продаже экспортируемой продукции за рубли.
       Рост цен на минеральные ресурсы, как правило, сопровождается ростом обменного курса, что, в свою очередь, ведет к падению экспорта товаров и услуг, не относящихся к минеральным ресурсам, и, соответственно, снижению налоговых доходов, получаемых из других секторов. С другой стороны, экспорт иных товаров и услуг возрастет в случае, если обменный курс понизится в результате девальвации, порожденной падением цен на минеральные ресурсы. Налоги, получаемые из таких секторов, будут расти и, следовательно, частично компенсировать падение доходов в добывающем секторе и риски, которые несет государство.
       Прогнозный потенциал большинства видов минерального сырья достаточен для расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы России. Общий нефтегазовый потенциал шельфа России сопоставим с крупнейшими нефтегазоносными провинциями мира.
       Основная задача — избежать участи сырьевых регионов, экономика которых пришла в упадок по мере исчерпания базовых месторождений минерального сырья. Поэтому для России, относящейся к числу крупнейших мировых производителей минеральных ресурсов, чрезвычайно актуальными являются следующие проблемы:
       - построение эффективной системы реализации полезных ископаемых, основанной на принятии сырьевого бюджета страны;
       - введение государственной монополии на экспорт ряда сырьевых товаров;
       - реформирование налоговой системы, которая обеспечит изъятие в пользу государства генерируемой при добыче минеральных ресурсов сверхприбыли или ресурсной ренты;
       - ликвидация рынка так называемых вторичных финансовых инструментов — фьючерсов, форвардов, опционов;
       - ограничение обращения наличной иностранной валюты.
       
       Система реализации полезных ископаемых, основанная на национальной валюте, позволит привлечь в экономику страны дополнительные финансовые средства, ограничить возможности банков в спекулятивных играх на валютном рынке, поставить заградительные барьеры для экспансии крупных импортеров, создать благоприятный инвестиционный климат.
       Подобная система реализована в Объединенных Арабских Эмиратах. На внешнем рынке нефть продается по мировым ценам за национальную валюту — дирхам, нефть законодательно объявлена национальным достоянием и принадлежит государству. Неслучайно по уровню жизни ОАЭ занимают одно из первых мест в мире.
       Действующая же в России система налогообложения позволяет вертикально интегрированным сырьевым компаниям минимизировать свои налоговые обязательства по ресурсным платежам, в частности по роялти, путем реализации добытой нефти в рамках самой компании по внутрикорпоративным (трансфертным) ценам, значительно заниженным по сравнению с ее реальной рыночной стоимостью. Кроме того, получила распространение практика реализации нефти на экспорт специально созданным за рубежом подконтрольным структурам по заниженным ценам. В связи с этим основой реформирования системы налогообложения нефтяного сектора должен быть переход к применению для целей исчисления налогов рыночных цен на нефть, который позволил бы преодолеть негативные налоговые последствия трансфертного ценообразования.
       Реализация перечисленных мер по «национализации» экономики обеспечит значительные и стабильные поступления в государственный бюджет, оптимизацию и оздоровление финансовой системы, предоставит достаточные стимулы инвесторам для развития различных отраслей экономики, облегчит долговое бремя перед западными кредитными институтами, позволит вывести из тени значительную часть экономики и денежные потоки, сопровождающие ее хозяйственные операции.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera