Сюжеты

ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР

Этот материал вышел в № 30 от 25 Апреля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Сотовый телефон, еще лет десять назад бывший не просто предметом роскоши, а признаком элитарности, сегодня имеет каждый, кто этого хочет в принципе. Но вместе с удобством мобильной связи к человеку приходят и новые для него вопросы....


       
       Сотовый телефон, еще лет десять назад бывший не просто предметом роскоши, а признаком элитарности, сегодня имеет каждый, кто этого хочет в принципе. Но вместе с удобством мобильной связи к человеку приходят и новые для него вопросы. Распознать прокисшее молоко или сломанный каблук может каждый потребитель, а вот как, например, проверить тарификацию звонка по мобильному телефону? Почему списались средства со счета абонента непонятным образом? И что там вообще происходит за кулисами мобильной связи, в недрах компаний, предоставляющих услуги?
       
       Основная «фишка» Операторов Сотовой Связи (ОпСоСов) по выкачиванию денег у абонентов — это псевдопосекундка, т.е. посекундная тарификация только со второй минуты разговора. Такая тарификация приносит операторам гораздо больше доходов, чем может показаться на первый взгляд. Задумайтесь, почему ОпСоСы с радостью рапортуют об очередном снижении стоимости минуты или абонентской платы, завлекая абонентов в своей рекламе этими подвижками, но псевдопосекундку (как «священную корову») не трогают? А потому, что, снизив стоимость минуты на несколько центов или абонентскую плату на несколько долларов, ОпСоСы не потеряют столько, сколько они потеряли бы, введя настоящую посекундку.
       Но главное — этот доход-то необоснованный. Почему, например, за 15 секунд разговора абонент платит, как за целую минуту? За что он переплачивает в 4 раза? Как показывают некоторые опросы, не претендующие на полную достоверность и репрезентативность выборки (а где ее взять, репрезентативную-то, ведь сами ОпСоСы такую статистику не дают), больше половины разговоров абонентов имеют продолжительность менее одной минуты (не путать со средней продолжительностью разговоров). Так сколько же переплачивают абоненты?
       Псевдопосекундка действует у всех трех московских GSM-операторов. Они «великодушно» предоставляют абоненту бесплатный разговор в течение первых целых… 5 секунд. «Спасибо» большое, но кроме как издевательством такой бесплатный порог не назовешь — за такое время нельзя даже членораздельно объяснить ошибочно позвонившему абоненту, что он не туда попал.
       Часто от абонентов можно услышать, что ОпСоСы воруют их деньги. Ситуация прямого воровства денег со счета возможна едва ли, но некоторые технические проблемы оператора вполне могут пробуждать у абонента подозрения. Например, рост абонентской базы МТС в 2001 году проходил такими высокими темпами, что была упущена своевременная модификация биллинга — грубо говоря, системы расчетов. Аппаратное и программное обеспечение биллинга должно соответствовать величине абонентской базы ОпСоСа, а это непростая задача, аналогов в нашей стране нет, приходится модифицировать систему, что называется, «на ходу» — проводить масштабирование соответственно количеству абонентов. Так вот, в 2001 году МТС своевременно не сделала такую модификацию и биллинг стал «тормозить» — деньги со счетов абонентов списывались не равномерно, как положено (обычно ежедневно), а «кусками». Счет мог не меняться неделю-две, а потом с него списывались сразу все деньги за этот период. Вот и возникали вопросы у абонентов — мол, у меня вчера на счету было 30 долларов, сегодня поговорил одну минуту, а на счету стало всего 10 долларов. И вывод: МТС ворует! Такова была почва для этих слухов.
       И действительно: при таком бессистемном лихорадочном списании денег проконтролировать правильность этого списания очень трудно. Это можно сделать только при помощи детализации — подробного отчета о разговорах абонентов с указанием номеров телефонов собеседников. Справедливости ради надо сказать, что доказать с помощью детализации ошибки в списании денег никому не удалось (по крайней мере, мне о таких случаях неизвестно), но как в анекдоте — «осадок остался». Осенью 2001 года МТС модифицировала свою систему биллинга, проведя ее масштабирование в соответствии с количеством абонентов, и нареканий по этому поводу не стало — сейчас деньги со счета списываются точно и аккуратно, несколько раз в день.
       Такие же претензии предъявлялись и к «Билайну». Здесь особенность в том, что основные тарифные планы в «Билайне» являются кредитными (в отличие от МТС), т.е. абоненту приходит счет за разговоры за прошедший месяц. Вот после получения счета и случаются иногда сюрпризы — сумма кажется абоненту завышенной. Проверка счета в «Билайне» осложнена тем, что, во-первых, детализация счета стоит $6 за месяц, а ехать за ней надо в офис. А во-вторых, в детализации от «Билайна» не указаны номера телефонов при входящих звонках — как же проконтролировать правильность их тарификации?
       Технических сложностей с этим нет — на коммутаторе номер все равно определяется, в служебной детализации уже все входящие номера есть, а абонентам их не показывают. Почему? Неужели для затруднения контроля счета? К тому же текущий контроль за счетом на кредитных планах «Билайна» невозможен — нет аналога МТС-ным АССА или ИССА.
       А контролировать тарификацию в «Билайне» надо, например, входящих звонков с мобильных телефонов. Согласно рекламе такие звонки бесплатны для абонентов «Билайна» (а исходящие звонки на мобильные телефоны льготные). Точнее, бесплатны звонки не со всех мобильных телефонов, а только с мобильных телефонов «Билайна», МТС и МСС, причем не всех, а только относящихся к московской лицензионной зоне и только при звонках из этой зоны. И если сам абонент «Билайна» находится в московской зоне. Так вот, характерные ошибки тарификации «Билайна» — это «нераспознавание» принадлежности звонков с МТС-ных серий 910 и 916. Такие звонки тарифицируются не как мобильные, а как местные, что дороже. При большом количестве таких звонков ошибочно начисленная сумма оказывается немаленькой.
       Ссылки «Билайна» на то, что коммутатор иногда не может определить принадлежность звонка к этим сериям МТС, мягко говоря, неубедительны — в служебной детализации эти серии указаны. Встречаются в «Билайне» и другие ошибки в тарификации, например, иногда в детализации указано, что начислены деньги за звонки на загадочный телефон 89018181111, который абоненты не набирали, — видимо, проявляются какие-то периодические «глюки» в системе.
       Многие с надеждой ждали нового биллинга «Билайна», да не простого, а забугорного — дорогого брэнд-биллинга Amdocs. Родной «Атлант-Информ» был отставлен, видимо, как не справившийся с поставленными задачами. И вот получены первые детализации от нового биллинга и… опять без входящих номеров.
       
       НАША СПРАВКА
       Сейчас в России сотовой связью пользуется 5% населения. В начале 2002 года пользователей сотовых телефонов насчитывалось 8 млн человек. Рост числа пользователей за год составил 151%.
       В 2005 году в России ожидается 9 миллионов абонентов мобильной связи.
       В 2010 году — 22 миллиона.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera