Сюжеты

ВРЕМЯ ГОВОРИТЬ О...

Этот материал вышел в № 31 от 29 Апреля 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

ВРЕМЯ ГОВОРИТЬ «О » Случилось! Вместо криминальных триллеров у нас начали снимать фильмы о Что-то изменилось в весеннем воздухе 2002-го, если на смену стрелялкам и убивалкам, которые снимали последний десяток лет, вдруг приходит то, что...

ВРЕМЯ ГОВОРИТЬ «О »
Случилось! Вместо криминальных триллеров у нас начали снимать фильмы о
       

   
       Что-то изменилось в весеннем воздухе 2002-го, если на смену стрелялкам и убивалкам, которые снимали последний десяток лет, вдруг приходит то, что Сергей Соловьев назвал «экшном духовной жизни». Российскому кинопроизводству догонять Голливуд — что отечественному автопрому с «Мерседесом» тягаться. Но ведь не спецэффекты, не драки и не погони составили славу нашего кино, а то, что было сутью именно российского отношения к жизни, — «колоссальный экшн духовных переживаний и внутреннего напряжения».
       Смена вех проступает уже в названиях. Фильм Евстигнеева «Займемся любовью» уже идет на экранах. А Сергей Соловьев снимает по произведениям Чехова «Доктор», «Володя» и «Медведь» фильм, название которого нельзя произнести. Можно только увидеть. «О ». Показавшееся излишне затасканным слово «любовь» режиссер в духе времени заменил символом. Кто-то таким сердечком обозначает свою любовь к Нью-Йорку или к ГИБДД, Соловьев обозначает ощущение, которое боится вспугнуть неосторожным прикосновением.
       Аура…
       Странное слово. Не определить. Разве что почувствовать…
       Актеры рассказывали журналистам об ауре, царящей в этом павильоне, думала – обычные слова. А вышла с «Мосфильма» и поняла: вернуться в суету обыденных дел не получается. Не новости (по долгу службы) смотреть, ни Мураками (по желанию души) читать не хочется. А хочется замкнуться в себе, как в коробочке, чтобы не расплескать странное ощущение пространства и времени, вынесенное из первого павильона «Мосфильма». И достать с полки давно не читанный том Чехова.
       «…Эта маленькая любовь теперь, когда я становлюсь стар, составляет единственное светлое пятно в моих воспоминаниях». (А.П.Чехов «Доктор»)
       
       …Стареющий барин Смирнов (Александр Абдулов) в углу конюшни тискает молоденькую горничную. Кадр с поцелуем на несколько секунд, в финале которого вместо команды «Стоп!» раздается заразительный хохот режиссера.
       — Не стирайте этот дубль! Я его в монтажной буду гонять для тонуса! — веселится Соловьев и зовет Абдулова в соседнюю каморку, где на маленьком компьютере просматривают отснятый материал. — Саша, послушай, как ты пыхтишь!
       — Хорошо, Сергей Александрович привык снимать все про детство! А мне как бывшему секс-символу в вашем целомудренном кино каково?! — так же весело бурчит Абдулов и идет переодеваться в ночную рубаху. Следующая сцена через пять минут и через… пять лет. Герои чеховского «Медведя» по-соловьевскому сюжету поженились, а в их усадьбе будет развиваться уже иная драма, приведшая к самоубийству юного Володи, героя другого чеховского рассказа.
       Проснувшийся от выстрела Григорий Степанович (А. Абдулов) должен сказать жене (Т. Друбич), что тридцать лет прошло, а ему все война снится.
       Душно. В отличие от многих декораций у этой есть верх, потолок, создающий ощущение дома, замкнутого пространства («Представляешь, в русских усадьбах, оказывается, потолки были всего 2.30», — объясняет мне Таня Друбич). Но когда на этом замкнутом пространстве вместо двух хозяев толпится вся съемочная группа, а несчастные «хозяева» должны сниматься под пуховым одеялом, актерам не позавидуешь. Наконец все отрепетировано, звучит команда «Мотор», но тут у вспоминающего о Крымской войне барина звонит мобильник. «Перезвоните позже», — просит оторвавшийся от своей «барыни» Абдулов…
       В декорации старой, пришедшей в запустение дворянской усадьбы, с оранжереями, конюшнями, фонтанами, разворачивается действие того, что Соловьев называет «пересказом Чехова своими словами». Усадьбу эту придумал художник-постановщик Сергей Иванов. Сделал чертежи, по которым полсотни человек за два месяца построили конструкции, собрал на «Мосфильме», на студии Горького, у коллекционеров, принес из собственных запасников старые вещи, придумал интерьер – это понятно. Не проще и не сложнее, чем иному нынешнему толстосуму загородный дом оформлять. Непонятно другое — почему то, что в ином контексте выглядит складом антиквариата, здесь живет, дышит, играет каждой деталью — будь то забытая на садовой скамейке гитара или старая хрустальная люстра над круглым дубовым столом, за которым и случались все радости и все беды тех, кто жил и любил когда-то.
       Разве объяснить, откуда берется ощущение. От чеховского текста, от кадра, точно выстроенного Соловьевым и блистательным оператором Юрием Клименко, от дивных костюмов Натальи Ивановой, от звука голосов Александра Абдулова и Александра Збруева, от глаз Татьяны Друбич, Евгении Крюковой и юного главного героя — 15-летнего Кирилла Быркина, попавшего из своего школьного класса даже не в мир кино, а в мир Чехова.
       «Когда надеваешь гимназический костюм, входишь в декорацию, меняется что-то внутри, — рассказывает Кирилл и, смущаясь громкости произносимых слов, добавляет: — Пока я пытаюсь понять, что чувствовал Володя, я много для себя познаю».
       Откуда Соловьев находит этих удивительных подростков с глубокими мыслями, с умными глазами – Таня Друбич и Боря Токарев в «Ста днях после детства», Таня Ковшова в «Наследнице по прямой», Слава Ильющенко в фильме «Чужая белая и рябой» и вот теперь Кирилл. Может, просто умеет под налетом сиюминутных ритмов, фасонов, пристрастий увидеть то, что и во времена Чехова, и сегодня одинаково, — мечущуюся душу юного человека, только-только входящего в пугающую его взрослую жизнь.
       Накануне снимали самоубийство героя, выстрелившего себе в рот. Голову Кирилла измазали геркулесом, смешанным с красной краской. Но от этого трагедия сверстника не стала для Кирилла более киношной. Сегодня сцены повеселее, тот искрометный текст Чехонте, в котором все же всегда проглядывает поздний Чехов. Соловьев считает, что «если ауру «Вишневого сада» или «Дяди Вани» втащить в любую чеховскую «посмехушку», то получится стереоскопический объем».
       Съемки продлятся до 15 мая. А на 1 декабря намечена премьера этого негромкого разговора «О ».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera