Сюжеты
ДОПУСТИМЫЕ НОРМЫ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ БЫЛИ УВЕЛИЧЕНЫ В 50 РАЗ!
Впервые публикуем секретные документы ЦК о чернобыльской катастрофе Наш народ, как известно, или безмолвствует, или ликует. 1 Мая 1986 года ликовал. Люди с удовольствием вышли на демонстрацию, радуясь весне и хорошей солнечной погоде,...
Впервые публикуем секретные документы ЦК о чернобыльской катастрофе
Наш народ, как известно, или безмолвствует, или ликует. 1 Мая 1986 года ликовал. Люди с удовольствием вышли на демонстрацию, радуясь весне и хорошей солнечной погоде, которую не портил даже легкий ветерок.
Между тем этот ветерок нес с собой не только запах молодых клейких листочков, но и невидимые глазу и неуловимые обонянием рентгены.
Повышение уровней загрязнения (выше фоновых в 10—50 раз) наблюдалось практически по всей юго-западной части европейской территории СССР. Председатель Государственного комитета по гидрометеорологии и контролю природной среды Ю.А. Израэль в своей секретной записке председателю Совета министров СССР Н.И. Рыжкову написал об этом и добавил: «Зона существенного загрязнения местности (с уровнем радиации более 5 мр/час) простирается на Запад на удаление 75 км, на север — 60 км от АЭС, а площадь составляет 3000 км2… в районах с уровнем радиации более 5 мр/час (те самые 10—50 раз выше нормы. — О.Х.) за пределами 30 км зоны требуется дополнительная эвакуация населения».
Но вожди народа, пастыри стада хомо советикус, знавшие эти цифры, не удержали свою паству от идеологически правильного и своевременного (отмеченного в календаре красным) ликования.
Да и как можно отменить демонстрацию солидарности трудящихся из-за какого-то пятидневной давности взрыва, пусть даже в 500 (!) раз превышающего по мощности тот, что был в Хиросиме.
Сами советские вожди 1 Мая 1986 года собрались на заседание своего Политбюро, чтобы совершенно секретно обсудить вопросы, связанные не столько с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, сколько с сокрытием ее масштабов и возможных последствий.
И постановили вожди во главе с симпатичным, любящим пролить слезу над бедами малых сих Николаем Рыжковым, что надо прежде всего повысить допустимые нормы «облучения населения» в 10 раз, а «в особых случаях» — в 50 раз (привыкли к рапортам о перевыполнении норм, так что ухо им не резало). Ну и заодно «направить в районы, прилегающие к зоне», журналистов, чтобы они осветили (пусть хоть сами светятся) «нормальную жизнедеятельность этих районов».
Это очень эффективное средство: не приводить в норму, не лечить больного, а объявить нормой его болезнь.
Этим средством советская власть пользовалась много раз. Но с Чернобылем все-таки был особый случай — как-никак самая крупная и страшная катастрофа самого катастрофического пока XX века.
Немудрено, что после 1986 года период полураспада этой власти оказался куда более коротким, чем у стронция-90 или цезия-137.
Приложение к протоколу № 21
ДИРЕКТИВЫ для освещения на пресс-конференции основных вопросов, связанных с причинами и ходом ликвидации последствий аварии на четвертом блоке Чернобыльской АЭС
1. В основном выступлении и в ответах на вопросы руководствоваться положениями и выводами, изложенными в выступлении Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Горбачева М.С. по советскому телевидению 14 мая с.г.
2. При освещении хода ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС:
— дать широкую информацию о ходе ликвидации последствий аварии на станции и характеристику радиационной обстановки в этом районе;
— показать успешное выполнение широкомасштабных технических и организационных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий аварии и предотвращение возможного радиационного ущерба, и не имеющих прецедентов в мировой практике;
— отметить высокий массовый трудовой героизм при осуществлении указанных работ.
3. Осветить широкомасштабные меры, принимаемые по обеспечению безопасности населения, особо отметить заботу о людях, оказавшихся на загрязненной территории (медицинское обслуживание, предоставление работы, строительство жилья и т.д.).
4. Указать на несостоятельность претензий и оценок как отдельных официальных лиц, так и прессы из ряда западных стран, заявляющих о якобы существенном экологическом и материальном ушербе, нанесенном им за счет распространения небольших количеств радиоактивных веществ с воздушными массами из зоны Чернобыльской АЭС.
5. Обратить внимание участников пресс-конференции на тесную связь проблем мирного и военного атома в современном мире. Максимально использовать важнейший тезис из выступления товарища Горбачева М.С.:
«Авария в Чернобыле еще раз высветила, какая бездна разверзнется, если на человечество обрушится ядерная война. Ведь накопленные ядерные арсеналы таят в себе тысячи и тысячи катастроф, куда страшнее Чернобыльской».
6. В ответах на вопросы опираться на информацию, содержащуюся в прилагаемой записке «О радиационной обстановке и ходе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС».
Секретно
ПРОТОКОЛ № 9
заседания Оперативной группы Политбюро ЦК КПСС
по вопросам, связанным с ликвидацией последствий
аварии на Чернобыльской АЭС
8 мая 1986 г.
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
члены Политбюро ЦК КПСС — тт. Рыжков Н.И., Лигачев Е.К., Воротников В.И., Чебриков В.
кандидаты в члены Политбюро ЦК КПСС — тт. Долгих В.И., Соколов С.Л.
Министр внутренних дел СССР — т. Власов А.В.
О госпитализации и лечении больных, подвергшихся воздействию радиации.
Принять к сведению сообщение т. Щепина о том, что за сутки число госпитализированных увеличилось на 2245 человек, в том числе 730 детей. Из больниц выписались 1131 человек. По состоянию на 10.00 часов 8 мая число лиц, находящихся на стационарном лечении, составило 5415 человек, из которых 1928 детей. Диагноз лучевого поражения зафиксирован у 315 человек. Минздрав СССР утвердил новые нормы допустимых уровней облучения населения радиоактивными излучениями, превышающие прежние в 10 (прилагается). В особых случаях возможно увеличение этих норм до уровней, превышающих прежние в 50 раз.