Сюжеты
ПО ЗАРПЛАТАМ МЫ УСТУПАЕМ ТОЛЬКО НХЛ
ПО ЗАРПЛАТАМ МЫ УСТУПАЕМ ТОЛЬКО НХЛ Лучший арбитр 2001 года, генеральный менеджер новокузнецкого «Металлурга», скаут «Торонто Мэйпл Лифз» — о перспективах российского хоккея и канадской философии — Вы ожидаете «судейских скандалов» в...
ПО ЗАРПЛАТАМ МЫ УСТУПАЕМ ТОЛЬКО НХЛ
Лучший арбитр 2001 года, генеральный менеджер новокузнецкого «Металлурга», скаут «Торонто Мэйпл Лифз» — о перспективах российского хоккея и канадской философии
— Вы ожидаете «судейских скандалов» в Швеции?
— На чемпионатах мира работают лучшие арбитры со всех стран мира. За все то время, что я судил игры на мировых первенствах, никогда не возникало скандальных моментов. Думаю, что и сейчас не возникнет.
— Есть мнение, что на прошлом чемпионате мира в решающей игре Россия — Швеция победа досталась скандинавам не без помощи судьи.
— Я работал на этом турнире. Присутствовал в качестве зрителя и на матче Россия — Швеция. Имели место спорные моменты, которые я, например, трактовал бы по-другому. Но исход встречи решил не судья, а неиспользованные голевые моменты. Все разговоры о плохом судействе – в пользу бедных.
— В том числе и в России?
— У меня нет претензий к нашим арбитрам. Высокий уровень российских судей подтверждает и то, что многие из них участвуют в международных турнирах.
Несмотря на определенные проблемы – плохое знание английского языка, например, — наши судьи в мире очень высоко котируются.
— Судя по некоторым высказываниям ваших футбольных коллег, им достаточно часто угрожают, иногда даже избивают. Вам приходилось сталкиваться с подобным?
— Я отсудил в высшей лиге более трехсот матчей, и мне ни разу не приходилось сталкиваться с угрозами. Думаю, это зависит от того, как сам судья позволяет с собой обращаться. Считаю, что все статьи о том, что где-то избили или угрожали судье, – бред. Если происходит что-либо подобное, арбитр пишет рапорт в Федерацию хоккея России. Там разбираются, клуб наказывают – снимают руководство, снимают команду из чемпионата. Поэтому клубы, наоборот, стараются обеспечить судьям максимальную охрану.
— Взятки предлагают?
— Конечно. Но здесь все зависит от самого судьи. Арбитр, который работает на мировом уровне, дорожит своим местом. К тому же он получает серьезные деньги. И какой-то особой проблемы договорных матчей, по моему мнению, не существует. В ответственных встречах работа судьи на льду рассматривается очень подробно. С помощью видеокамер отслеживается буквально каждое его действие.
— Вы говорите, что судьи получают серьезные деньги, а какова ситуация на хоккейном рынке России в целом?
— Главная проблема — зарплата хоккеистов неадекватна уровню мастерства. Основная причина – отсутствие порядка на хоккейном рынке. Например, недавно прошла встреча президентов клубов по поводу преодоления неконтролируемого роста зарплаты хоккеистов. Насколько возможно осуществление этого замысла, сказать сложно.
У многих клубов — непрозрачная бухгалтерия, а поэтому определить, сколько в действительности получает игрок, порой бывает невозможно. Официальная и реальная зарплата часто различаются, причем намного. Условно говоря, мы договорились не давать больше определенной суммы. Официально никто этот потолок зарплаты повышать не будет. А под столом… Опять же, есть ряд команд, которые не заинтересованы в том, чтобы ситуация нормализовывалась.
— Хоккеисты в России получают большие деньги… Что же в этом плохого?
— У игрока есть своя реальная стоимость, складывающаяся из множества факторов. Предположим, я предлагаю игроку такую-то сумму денег, условно говоря, пять. Он мне отвечает: «Я подумаю». И идет в другую команду, где сообщает: «Вы знаете, мне вот там-то дают пять». Они говорят: «Мы тебе даем шесть!». Игрок возвращается ко мне: «Мне там дали шесть». Я говорю: «Даю семь». Хоккеист идет в другую команду и требует уже восемь… Вот такой беспредел...
Наша хоккейная лига по уровню зарплат игроков занимает второе место после НХЛ. Извращение просто. Ведь даже в экономически сильных странах таких денег близко не платят.
Недавно разговаривал с агентом. Выясняется, в Чехии выстраиваются очереди из хоккеистов, желающих играть в России…
— Вы упомянули непрозрачную бухгалтерию…
— Я не хочу ни на чем акцентировать внимание и ничего не утверждаю. Но условно говоря, Глинке, как пишут в центральной прессе, предложили 400 000 долларов. С этих денег нужно заплатить налоги. Теперь представьте себе, какую сумму надо выплатить человеку, чтобы он чистыми получил 400 000 долларов.
— Вы работаете скаутом. Скажите, есть ли определенная специфика работы в России?
— Чтобы рассказать о работе скаута, нужно писать книгу. Главное, на чем основаны принципы работы агента на хоккейном рынке, — способ формирования команды. В России, например, сложилось так, что в первое звено набираются хорошие игроки, во второе — чуть похуже и так далее, по убывающей.
В НХЛ — несколько иная ситуация. Там у каждого игрока своя роль. В команде должен быть баланс между силой, техникой, тактическим мышлением и скоростью. Одних техничных и шустрых просто затопчут... Если есть, например, техничный Борщевский, то должен быть игрок-полицейский, как, например, Назаров.
Вообще в Канаде — абсолютно иная философия хоккея. Они говорят, что человек должен выходить на смену и умирать. У нас же… иногда люди выходят поиграть. А у них – выигрывать.
Восемьдесят процентов наших хоккеистов, играющих в НХЛ, получают удовольствие от того, что они красиво противника переигрывают. Девяноста процентам канадцев это вообще непонятно. Они говорят, что самое красивое в хоккее – это счет на табло.
Хотя жизнь показывает, что лучшее — это баланс между удовольствием от игры и желанием победить.
— С вашей помощью достаточно много высококлассных российских игроков переправились за океан. Угрызений совести не испытываете?
— Надо смотреть на это несколько по-другому. Профессиональный скаут делает все, чтобы не уезжали все подряд. За океан должны перебираться только те люди, которые действительно подходят НХЛ. А вот когда людей пачками отправляют в юниорские лиги, где они оседают и пропадают, тогда у некоторых лиц должны возникнуть душевные муки.
Не надо быть ханжами. Хоккеисты играют и зарабатывают десять лет. У них нет ни профессии, ни образования. Они жертвуют всем ради хоккея. Следовательно, они должны получать соответствующие средства. Почему у нас столько трагических судеб бывших хоккеистов, футболистов? Почему они спивались и кончали жизнь самоубийством? Одна из причин — это то, что они не смогли обеспечить себе достойное будущее.
— Кстати, о будущем. Впереди — чемпионат мира. Наша сборная в последнее время не блещет. На ваш взгляд, в чем причины?
— В просчетах комплексного характера. Разговоры приглашать энхаэловцев или нет – бред. Играть должны сильнейшие. Когда люди говорят: мол, пригласили энхаэловцев, а они не играют — это дилетантские объяснения.
На мой взгляд, подход к комплектованию сборной не совсем верный. У нас, как и раньше, команду собирает тренер. А во всем мире сборную комплектует генеральный менеджер. Формированием сборной должны заниматься конкретные люди, профессионалы. Может быть, даже те, кто ни разу в руках не держал клюшку.
У нас фактически нет такой профессии и должности, как генеральный менеджер. Одно дело — назвать человека генеральным менеджером, другое — какие функции он выполняет.
Ведь сейчас уровень развития игры такой, что тренер уже не может охватить все сферы, ему, дай бог, бы тренировочный и соревновательный процесс наладить. Ведь в том же «Торонто» в штате работают около пятидесяти человек…
— Ну и все же, на ваш взгляд, какие перспективы у нашей сборной на чемпионате мира?
— Все может быть. Игры в плей-офф во многом зависят от случая. Уровень мастерства значительно подравнялся, те же швейцарцы сейчас на всех соревнованиях, начиная с юношеских, неплохо выступают. А у нас стереотип сложился: мол, швейцарцев обыграть не могут… А они — очень сильная команда. Так что посмотрим.