Сюжеты

ВЕТВИ ВЛАСТИ СТАЛИ АНТЕННАМИ

Этот материал вышел в № 33 от 13 Мая 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В волне, на которую они настроены, мы уже захлебывались Административная реформа — иными словами, РЕФОРМА ВЛАСТИ — была первой из объявленных Владимиром Путиным. Начало ей было положено два года назад: 13 мая 2000-го, вскоре после...


В волне, на которую они настроены, мы уже захлебывались
       
       Административная реформа — иными словами, РЕФОРМА ВЛАСТИ — была первой из объявленных Владимиром Путиным. Начало ей было положено два года назад: 13 мая 2000-го, вскоре после инаугурации, был подписан указ № 859 о создании семи федеральных округов.
       
       Если последующие реформы — налоговая, пенсионная, жилищно-коммунальная или военная — в общественном сознании, как правило, связываются с правительством, то административная реформа связывается исключительно с президентом, не устающим говорить об «укреплении государства» как о главной стратегической задаче.
       Возможно, поэтому мало кто отваживается усомниться в том, что для решения этой задачи выбраны верные методы. А редкие критические голоса тонут в дружном хоре пропагандистов, радующихся «вертикали» и «сильному государству».
       Государство, впрочем, получается не сильное, а наглое. И весьма напоминающее то, которое уже было…
       
       Прокураторы на марше
       «Институт полпредов удался», — удовлетворенно заметил Владимир Путин, встречаясь со своей семеркой «прокураторов». А в апреле 2002 года в президентском послании прозвучало, что «федеральная власть реально стала ближе к регионам» и «настало время перенести на окружной уровень исполнение некоторых федеральных функций». Заметим, что за минувшие два года на «окружном уровне» успели создать свои структуры едва ли не все федеральные ведомства — от ФСБ, МВД, МНС и прокуратуры до Минюста и Минздрава, и активно лоббируются предложения отдать в распоряжение полпредов бюджетные трансферты и субсидии, направляемые в регионы.
       Следующий шаг — превращение полпредств в неконституционные «правительства округов», лишенные при этом какого-либо противовеса в виде избранных гражданами представительных органов…
       Между тем институт полпредов принципиально не мог удаться — потому что он вообще не нужен. Ведь все возложенные на прокураторов задачи либо не имеют никакого отношения к реальным потребностям граждан, либо должны выполняться существующими в государстве структурами.
       Так, разрекламированное «приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным» — рутинная функция прокуратуры. Именно она должна следить за «несоответствиями», исправление которых является перманентной процедурой, поскольку федеральные законы постоянно меняются. И если эта задача не решается, надо не вводить пост полпреда, а увольнять прокурора. А еще более существенно то, что граждан мало волнует расхождение региональных законов с федеральными. Источником нарушений их прав является совсем другое: например, «урезание» федеральной властью доходов регионов и перекладывание «вниз» ответственности за повышение зарплат «бюджетникам» и финансирование ветеранских льгот. Но что-то не слышно, чтобы полпреды были озабочены этими проблемами.
       Как, впрочем, и другими, реально волнующими граждан.
       Зато, как показывает практика, полпредов очень даже волнует, как они выглядят с точки зрения положенных номенклатурных благ (помните ельцинское «Не так сели!»). И вот ради одного полпреда выселяют Дворец бракосочетания, ради другого (к чести его, впоследствии отказавшегося от «подарка») — Дворец пионеров.
       Передвижения полпредов по городам и весям — не иначе, как кортежем, с охраной, сиренами и мигалками. А для пущей таинственности телефоны приемных полпредов в «столицах округов» засекречены настолько, что в отличие от телефонов администрации президента и, страшно сказать, самого президента отсутствуют даже в справочнике правительственной ВЧ-связи…
       Что касается других заявленных функций прокураторов, то бороться с коррупцией может и должно МВД. Докладывать президенту, как идут дела в федеральном округе, могут референты, изучив местную прессу. «Координировать работу федеральных структур» на территории регионов, входящих в федеральный округ, нет никакой необходимости. В какой «координации» нуждается работа налоговой инспекции Петербурга и Калининграда? Или таможни на Таймыре и в Туве? Или антимонопольных ведомств Чукотки и Приамурья?
       Так что гражданам от полпредов — ни тепло ни холодно. И обходиться без них можно и нужно — но было бы странно, если бы чиновники, имеющие статус вице-премьеров, членство в Совете безопасности, госохрану и прямой выход на президента, ограничились парадно-декоративными функциями.
       Они и не ограничиваются: каждый из семерки прокураторов уверен, что ежели президент — полновластный хозяин страны, то полпред — такой же хозяин федерального округа. И вправе распоряжаться в нем, как в дарованной «на кормление» вотчине. То есть всем руководить и ни за что не отвечать.
       И вот уже вокруг каждого из прокураторов создан свой «центр притяжения» со всеми необходимыми атрибутами власти — «силовиками», приближенными коммерческими структурами, подконтрольными СМИ и так далее. И конечно, с избирательными штабами, ибо главное, чем занимаются полпредства (если не считать участия в переделе собственности), — вмешательство в региональные выборы. Где-то это принимает запредельную форму, как в Ингушетии, где-то оборачивается фарсом, как в Приморском крае, где-то приводит к перемещению чиновников полпредств в губернаторские кресла, как в Тюмени или Воронеже. Но почему-то везде воспринимается как должное!
       Так, в ведомстве приволжского прокуратора Сергея Кириенко открыто заявляли: «мы могли снять Климентьева» (на выборах в Нижнем Новгороде), «мы решили не снимать Илюхина» (на выборах в Пензе), давая понять, что решение вопроса зависело исключительно от них. С какой стати? Разве закон, запрещающий госслужащим заниматься агитацией, полпредам не писан? Или де-факто считается, что полпред, как тень президента, выше закона и может судить, казнить и миловать?
       
       Принцип Калигулы
       Другое направление административной реформы — изменение принципа формирования Совета Федерации — так же, как и создание полпредств, ничуть не улучшило соблюдение интересов граждан. Скорее наоборот.
       Недавнее (правда, в итоге так и несостоявшееся) назначение членом СФ от Ленин-градской области Альфреда Коха стало последней каплей в доказательстве сомнительного характера нынешнего принципа делегирования сенаторов.
       Прежний сенат, состоявший из губернаторов и спикеров Законодательных собраний, был хотя бы уважаем. Сенат же нынешний стал жалок и заставляет вспомнить императора Калигулу, который объявил сенатором своего коня. В этом СФ присутствует множество персонажей, имеющих отдаленное отношение не только к законодательному процессу, но и к регионам, делегировавшим их в верхнюю палату. И которые они не всегда могут показать на карте, поскольку большей частью являются постоянными жителями Москвы, о чем не раз писала «Новая газета»…
       Но суть дела не только в отсутствии у сенаторов географических познаний. Суть дела в том, что СФ, многие члены которого обязаны своим сенаторством исключительно воле Кремля, перестал быть органом, которым он обязан быть, — защищающим интересы жителей регионов. Приведем наиболее показательный пример.
       В декабре прошлого года «реформированный» СФ дружно одобрил федеральный бюджет-2002, где доля доходов регионов в консолидированном бюджете России была снижена до 29% вместо 50%, гарантированных Бюджетным кодексом. Потери регионов составили 450 миллиардов рублей — в среднем по 3 тысячи рублей в год на каждого жителя. Неминуемым последствием будут рост тарифов на общественный транспорт и платы за квартиру, нехватка средств на школы и поликлиники, детские сады и лекарства для льготников. И что-то не слышно было, чтобы московские «представители регионов» молвили хоть слово в их защиту.
       Ну а членом СФ от Ленобласти вместо Коха стал Валерий Голубев — председатель комитета по туризму питерской администрации. Не надо спрашивать, какое отношение он имеет к представляемому региону. Вполне достаточно того, что прежде он служил в ПГУ КГБ СССР, уволившись в запас в 1991 году в звании подполковника. И был у него сослуживец — тоже подполковник и тоже ставший впоследствии чиновником. У товарища, правда, карьера пошла быстрее…
       
       Назад, в будущее?
       Заклинания о необходимости «сильного государства» давно стали общим местом. Но под их прикрытием в последние два года «усилилось» лишь одно — власть подчиненных президенту чиновников. Как раз то, в чьем укреплении не было никакой необходимости: хилость бюрократии никогда не была российским недостатком. То же, что надо было укреплять, еще более ослабло.
       В каком «сильном государстве» нуждается гражданин? Ответ прост: в том государстве, которое эффективно выполняет свои обязанности. Обеспечивает гражданам безопасность, доступное и качественное образование, здравоохранение и социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду, достойную плату за труд, нормальную работу общественного транспорта, тепло и свет в домах…
       Все это невозможно без ответственности власти перед гражданами. Что, в свою очередь, невозможно без сильного парламента, независимого суда и свободных СМИ. Но насколько силен наш парламент и как он защищает граждан, легко судить по принимаемым законам. Насколько независим наш суд, легко судить по процессам, где выигрывает не правый, а сильный. Ну а насколько свободны наши СМИ, легко судить, просто включив телевизор.
       В итоге двух лет ударного строительства «вертикали» все ветви власти превратились в ретрансляторы команд. При этом низший должен беспрекословно повиноваться высшему, а несогласного бьют дубиной один раз, но по голове. И выбор граждан заменен выбором власти, поскольку выбрать на любых значимых выборах можно лишь того, кто заранее назначен победителем. А тот, кто пытается бороться, не «договорившись», обречен — либо его снимет с выборов независимый суд, либо его объявит побежденным независимый избирком. После чего независимый ЦИК не найдет никаких нарушений…
       Ключевой принцип «вертикали» — сочетание ВЛАСТИ и БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ. Так, в отсутствие закона, определяющего статус «прокураторов», полпредства являются органами власти, обладающими ПРАВАМИ, но лишенными ОБЯЗАННОСТЕЙ перед гражданами, поскольку ни перед кем, кроме своего начальника-президента, ответственности не несут. То же относится и к президентской администрации, которая, в отсутствие закона о ней, во все вмешивается и ни за что не отвечает.
       Вообще говоря, «вертикаль» не есть политическое изобретение Владимира Путина. Она — прямое продолжение указа Бориса Ельцина об «особом управлении» и самодержавной Конституции 1993 года. Но она также — и прямое продолжение аппаратной структуры КПСС: именно потому, как говорил еще в 1995 году покойный Лен Карпинский, «вертикаль» так легко была поддержана бюрократией ельцинской эпохи. И именно потому она стала знаменем бюрократии путинской эпохи — когда у власти оказались те, кто «меч перековывали в щит и затыкали нам орала».
       Чем, собственно, нынешняя система отличается от системы 20-летней давности? Тогда тоже была полная «вертикаль»: глава государства, любое желание которого было законом, парламент, послушно голосующий за все, спущенное из ЦК, суд, которому диктовали приговор по телефону, СМИ, являвшиеся коллективным агитатором и пропагандистом, правящая партия, где состояло все начальство, и выборы без выбора. И критика властей приравнивалась к борьбе с государством. И «государственные интересы» были куда важнее, чем права граждан. И само государство было «сильнее» некуда…
       Потом, правда, сотни тысяч людей вышли на улицы и площади, чтобы разрушить эту систему.
       Им не дано было предвидеть будущее, оказавшееся прошлым.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera