Сюжеты

ЖЛОБСКИЕ ФИШКИ

Этот материал вышел в № 34 от 16 Мая 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Роуминг — слово, знакомое любому, у кого есть мобильный телефон. И вроде бы все с этим самым роумингом просто — набрал номер и говори. Но какие ловушки обнаружи-ваются, если вникнуть в ситуацию… Роуминг — одна из самых распространен-ных...


       
       Роуминг — слово, знакомое любому, у кого есть мобильный телефон. И вроде бы все с этим самым роумингом просто — набрал номер и говори. Но какие ловушки обнаружи-ваются, если вникнуть в ситуацию…
       Роуминг — одна из самых распространен-ных услуг мобильной связи. GSM-роумингом сегодня можно воспользо-ваться в 179 странах. Его представляют более 400 операторов.
       
       Самый большой обсчет абонентов и «глюки» тарификации происходят при пользовании роумингом. Роуминг (roaming – странствование) — это возможность пользоваться сотовым телефоном, подключенным к своему (домашнему) оператору сотовой связи, но вне зоны его действия, а в зоне действия других ОпСоСов. Например, вы приезжаете со своим телефоном в регион, в котором сети вашего ОпСоСа нет, но есть сеть другого (для вас — гостевого) GSM-ОпСоСа, которая позволит вам быть всегда на связи. Полезная и нужная, вообще говоря, штука, но ее реализация далека от совершенства…
       Во-первых, тарифы на роуминг часто завышены – даже по России они могут составлять 2—3 доллара за минуту. Во-вторых, оперативно контролировать списание средств при пользовании роумингом абоненту затруднительно, так как данные по роумингу приходят с задержкой в несколько дней (а иногда и недель), а в БИ ЛАЙН-GSM на кредитных планах вообще расход средств можно увидеть только по окончании расчетного периода при выставлении счета. Впрочем, в БИ ЛАЙН-GSM на кредитных планах у абонента нет оперативного контроля не только за роуминговыми, но и за всеми звонками, и забугорный хваленый биллинг (счетная система) не изменил эту ситуацию.
       В-третьих, ОпСоСы не предоставляют абонентам предварительно точной информации об условиях тарификации в роуминге, в части, касающейся гостевых сетей, хотя обязаны это делать по закону и по здравому смыслу. А тонкостей в тарификации при роуминге немало: кроме непосредственно тарифов гостевой сети, важны бесплатный порог, наличие или отсутствие посекундной тарификации, интервалы округления при тарификации и т.д. Но ОпСоСам не до тонкостей. Вот информация о тарифах в роуминге с сайта МТС: «Указанные тарифы служат лишь для приблизительной оценки стоимости звонка при роуминге. Тарификация конкретного звонка производится в зависимости от условий сети оператора, в которой находится абонент, от времени суток, продолжительности разговора, интервала округления длительности звонка и других условий».
       Ну и кто же предоставит абоненту эти самые условия гостевой сети, как он о них узнает? Как определить предварительно точную стоимость звонка? Звонить заранее по межгороду гостевому ОпСоСу и уточнять условия? Вот так «сервис»! Налицо наплевательское отношение к абонентам со стороны своих ОпСоСов, жлобский подход к решению его проблем.
       Кстати, налицо нарушение прав потребителей. В Законе о защите прав потребителей в статье 10 написано:
       «1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются правительством Российской Федерации.
       2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:… цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);…»
       Так что не должен абонент рыскать в поисках информации об условиях тех ОпСоСов, в зону действия которых он собирается, – абонент должен получить полную и достоверную информацию у своего ОпСоСа, это его обязывает сделать закон. Кстати, в статье 12 закона написано: «3. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда…». Имуществу (в данном случае деньгам) абонента причиняется вред, по простому говоря, абонент «попадает на деньги» при непредоставлении ему родным ОпСоСом необходимой информации об условиях пользования сотовой связью в роуминге. Значит, по закону ОпСоСы обязаны возместить абоненту его убытки.
       Еще с сайта МТС: «Тарифы действительны … на <такое-то число> и могут быть изменены по инициативе оператора — роумингового партнера МТС». И в договоре с абонентами МТС пытается неуклюже отмазаться: «Абонент обязуется ознакомиться с правилами пользования и тарифами по роумингу до начала использования радиотелефона в сети другого оператора». Вот так отмазка! А где же абонент может ознакомиться с реальными тарифами, действующими в гостевых сетях? Как отслеживать эти самые изменения тарифов и правил всех роуминговых партнеров ОпСоСов? Ведь их, как правило, больше сотни. И как потом разбираться с гостевыми ОпСоСами в случае ошибок? По телефону, тратя немалые суммы на междугородные телефоны? По почте? По электронной почте? Лично приезжать в тот город? Очевидно, что правды добиться будет сложно в этом случае. Тем более что, как правило, гостевые ОпСоСы не будут с вами даже разговаривать. Кто вы для них такой? Никто, ведь вы же с ними договор не заключали: мол, разбирайтесь со своим ОпСоСом.
       Вот та же МТС на своем сайте пишет для абонентов других сетей, которые воспользовались роумингом через МТС: «Всю информацию о стоимости звонков при нахождении в сети МТС вы можете получить у своего оператора (провайдера услуг). Компания МТС не располагает информацией о стоимости звонков, совершенных вами при нахождении в сети МТС по роумингу». Неплохо, да? Т.е. идет обыкновенное отфутболивание абонентов. МТС здесь приведена просто для примера, примерно такая же ситуация с роумингом у всех GSM-ОпСоСов. Вот, например, из ответа абонентской службы БИ ЛАЙН-GSM: «... АО «Вымпелком» не может гарантировать точность информации, предоставленной компанией-оператором, оказывающим услуги роуминга. Данная информация постоянно изменяется и зависит от услуг, предоставляемых оператором «гостевой сети»…». Невозможность «гарантировать точность информации» по предоставлению услуги – это сильно сказано!
       Кстати, с началом действия нового КоАП РФ с 01.07.02 за такую «невозможность» ОпСоСам грозит административное наказание: «Статья 14.8. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда».
       Удивляют странные, мягко говоря, отношения в GSM-сообществе. Неужели нельзя в роуминговом соглашении между GSM-ОпСоСами предусмотреть обязательное информирование своих роуминговых партнеров о предстоящих изменениях своих тарифов? Ведь действительно, абонент за-ключает договор со своим ОпСоСом и все претензии может предъявлять к нему, а уже сам ОпСоС должен разбираться со своими роуминговыми партнерами в регрессном порядке.
       Частое «попадалово» в GSM-роуминге происходит, например, при включенной услуге условной переадресации. Вы находитесь в роуминге, у вас включена переадресация на домашний телефон по условиям «занят», «не отвечает», «вне зоны радиопокрытия» (для случая, когда вы временно вышли из зоны обслуживания гостевого оператора), а вам звонят: такой переадресованный звонок обойдется вам в стоимость входящего звонка в гостевой сети с роуминговой надбавкой плюс стоимость междугородного звонка на домашний телефон, т.е. в несколько долларов за минуту.
       Известная жлобская фишка стандарта GSM – разговор в роуминге между сотовыми «земляками», т.е. между абонентами одного ОпСоСа в чужой сети. Звонок в роуминге вашему коллеге в соседнюю комнату согласно действующему стандарту GSM-связи будет дважды международным. Сначала международный вызов из гостевой сети в домашнюю сеть — это оплачивает вызывающий абонент, далее обратно, из домашней сети опять в гостевую сеть — это уже вызываемый абонент оплачивает международную составляющую исходящего вызова из домашней сети плюс местную составляющую гостевой сети с роуминговой надбавкой. Таким образом, короткий разговор между коллегами, находящимися в командировке в другом городе, может обойтись им или их компании в десятки долларов! Что за обдираловка?
       И еще. В России почему-то административно запрещен роуминг между GSM-операторами, действующими в одной лицензионной зоне. А ведь эта возможность была бы полезна абонентам – например, если в каком-то месте плохой прием у родного ОпСоСа, то можно было бы зацепиться за сеть другого ОпСоСа по его роуминговым тарифам. Пусть будет дороже, чем у своего ОпСоСа, зато будет связь. И ОпСоСам это было бы выгодно. Также это было бы актуально при авариях в сотовых сетях. Я думаю, что во время недавнего сбоя в сети БИ ЛАЙН большая часть его абонентов много дала бы за возможность зацепиться за сеть МТС или Мегафона для того, чтобы быть на связи. Но, к сожалению, интересы абонентов и в этом вопросе не учитываются.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera