Сюжеты

Я ОРИЕНТИРУЮСЬ ТОЛЬКО НА РЕЙТИНГ

Этот материал вышел в № 35 от 20 Мая 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Я ОРИЕНТИРУЮСЬ ТОЛЬКО НА РЕЙТИНГ Многие считают, что телесериалы — в принципе кинопродукция низкого жанра и что до полноценного кино им далеко. Между тем есть люди, снимающие качественные телефильмы. Приучая критиков и зрителей к...


Я ОРИЕНТИРУЮСЬ ТОЛЬКО НА РЕЙТИНГ
       

   
       Многие считают, что телесериалы — в принципе кинопродукция низкого жанра и что до полноценного кино им далеко. Между тем есть люди, снимающие качественные телефильмы. Приучая критиков и зрителей к отечественным сериалам, заявляя о них как о феномене последнего времени. Давая работу десяткам хороших актеров, костюмеров, гримеров и взвращая, наконец, зрительский интерес к нашему кино. Джаник ФАЙЗИЕВ, руководитель отдела кинопроизводства ОРТ, — чистый практик: режиссер, работавший над телепроектами «Старые песни о главном», «Намедни-1961—1991. Наша эра», «10 песен о Москве» и снявший один из самых популярных отечественных сериалов — «Остановка по требованию».
       
       — Я не понимаю, кто решил, что телесериалы – низкий жанр. Это не так. Посмотрите, они составляют 80 процентов мирового эфира! В нашей стране кино как индустрия умерло 12 лет назад, и зрительская аудитория в течение десятилетия практически не видела отечественных фильмов. Поскольку кино – весьма дорогостоящее производство, оно и сегодня не в состоянии обеспечить и сотой доли зрительской потребности. Так что у нас только телевидение ритмично выпускает кинопродукцию. И телесериалы стимулируют всю киноиндустрию, ведь это единственное поле кинематографической деятельности, где у режиссера сейчас есть шанс быть услышанным.
       — Не кажется ли вам, что уровень фильмов, которыми вы занимались раньше, был значительно выше?
       — Рассуждая так, вы чем-то напоминаете критика, который пришел на боксерский матч и удивляется, что там не звучит музыка Чайковского и балерины не танцуют маленьких лебедей. Кино и телесериал – это совершенно разные поля деятельности, которые никак не пересекаются. Авторское кино, которое я снимал более десяти лет назад, по-настоящему способна оценить лишь небольшая часть публики. Вообще же режиссерам моего поколения очень повезло, потому что государство позволило нам за его счет потрафить собственным амбициям. Но то время кончилось, и сейчас, если вдруг не найдется спонсор, который даст деньги для ваших экспериментов и позволит вам за его счет говорить с Богом, ничего подобного вы уже не снимете. Вспомните Феллини: для того, чтобы снять свои «Восемь с половиной», он должен был сделать «Дорогу» и «Ночи Кабирии» – фильмы для всех, то есть чтобы зрители не только сопереживали, но и покупали билеты в кинотеатры. Так и сериалы во многом нужны для того, чтобы кино могло жить и развиваться, чтобы получить деньги на следующие съемки.
       — Такая роль вас устраивает?
       — Я не знаю, чем она отличается от того же Спилберга, снимающего кино только с одной целью: привлечь как можно больше зрителей.
       — В отечественных сериалах последнего времени снимаются одни и те же актеры. На всех каналах – Панин, Галкин, Певцов, Феклистов и далее по списку. Это что – просчет продюсеров? Или, напротив, тонкий расчет?
       — Но ведь вы не удивляетесь, что Брюс Уиллис снимается сразу в пяти фильмах. Он – звезда и поставленную режиссером задачу выполнит лучше, чем какой-нибудь неизвестный актер. Кроме того, продюсер понимает, что сам факт присутствия Брюса Уиллиса принесет ему значительные дивиденды. То же самое и у нас. Сериалы снимаются в жестких производственных рамках, и очень неразумно тратить дорогое съемочное время на то, чтобы учить играть какого-то неопытного актера. Поэтому режиссеры предпочитают работать с профессиональными, понимающими все с полуслова артистами, число которых небезгранично.
       — Помимо ОРТ, Российский телеканал активно выпускает сериалы. Рассматриваете ли вы РТР как своих конкурентов?
       — Я считаю, что пока еще мы недоросли до настоящей конкурентной борьбы, потому что все равно на этой ниве производится не так много продукции. Конкуренция возникнет, если производителей будет не 4 или 5, как сейчас, а 15 или 40. Пока же мы занимаемся в основном удовлетворением потребностей собственных каналов. И все равно сериалов, по большому счету, не хватает, чтобы удовлетворить потребность аудитории.
       — Неожиданное суждение, ибо кажется, что они идут почти без перерыва. Очевидно, что промоушном своих сериалов ОРТ занимается основательно: рекламные клипы, программы про актеров, плакаты на улицах… Не лучше ли использовать эти «рекламные» средства для создания более качественных фильмов, чтобы избежать провала, какой произошел, например, с широко разрекламированным «Азазелем»?
       — Мы действительно считаем, что фильмы, идущие по каналу, надо рекламировать. «Раскруткой» проектов занимается Анатолий Максимов, который в этих вопросах – большой дока. Что касается средств, то деньги на рекламу идут из одного источника, а на кинопроизводство – из другого, и эти потоки никак не пересекаются. И я не понимаю, что вы имеете в виду, говоря о провале «Азазеля».
       — Он почти никому не понравился, так о нем писали. Некий критик, пожалуй, выразил общее мнение, назвав показ «Азазеля» самым скучным телевечером года…
       — Насчет того, что фильм никому не понравился, вы не правы. Писали о нем не только плохо, но и хорошо. Процитированную вами статью я читал – это все та же высоколобая критика, которая зачастую просто не понимает, что, как, где и когда она смотрит. Хотя, конечно, фильм, как и любое произведение искусства, неоднозначен. Но ни отрицательные, ни положительные отзывы в его адрес я не считаю показательными, ведь любые рецензии всегда субъективны. Мы же ориентируемся на объективные данные, то есть рейтинги. Это, знаете, как у летчиков, которые от сильных перегрузок порой перестают понимать, какое положение в пространстве занимает их самолет. Есть такое правило: гироскоп всегда прав. Так и мы верим только показаниям рейтинга – что бы мы сами ни ощущали, что бы ни писала критика. Наша задача – охватить как можно более широкую аудиторию. С «Азазелем» эту задачу мы выполнили на 400 % — рейтинг у фильма был огромный. («Смотрят – не значит нравится», — сказал М. Жванецкий. – Прим. ред.).
       — Многих критиков удивил выбор режиссера. Был приглашен Адабашьян, который не очень известен в этом качестве и снял всего один или два фильма…
       — Перед режиссером фильма стояла непростая задача: создать некий киношный эквивалент очень своеобразного акунинского языка. Мы пригласили Адабашьяна, потому что он не только сценарист и режиссер, но и художник по первой своей профессии. Насколько правильным был наш выбор – судить зрителю. Как я уже сказал, фильм смотрели. Может быть, что-то обмануло чьи-то ожидания, но так всегда бывает с экранизациями.
       — В качестве режиссера в последний раз вы «засветились» в сериале «Остановка по требованию». Будет ли продолжение?
       — Нет, он закончен. Мы, собственно, даже не собирались снимать вторую часть и сделали это только под давлением нашего начальства. Ведь «Остановка» имела очень большую популярность. Как режиссер я сейчас нигде не работаю, занимаюсь по большей части продюсированием.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera