Сюжеты

ПИШЕМ «РЕМИНГТОН», ЧИТАЕМ «НОУТБУК»

Этот материал вышел в № 35 от 20 Мая 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Эраст Фандорин. Театральный детектив», постановка Алексея Бородина, сценография Станислава Бенедиктова Когда-то — давным-давно, давным-давно, давным-давно — нашу 43-ю немецкую спецшколу, что на Сущевке, сняв с уроков, повели на премьерный...


«Эраст Фандорин. Театральный детектив», постановка Алексея Бородина, сценография Станислава Бенедиктова
       
       Когда-то — давным-давно, давным-давно, давным-давно — нашу 43-ю немецкую спецшколу, что на Сущевке, сняв с уроков, повели на премьерный сеанс «Звезды пленительного счастья». Директор Борис Владимирович лично возглавил нестройные ряды. И правильно сделал, он у нас вообще был человек с понятием.
       «Эраст Фандорин», театральный «Азазель», — из того же ряда открытых уроков, что фильмы Владимира Мотыля, или «Земля Санникова», «Гусарская баллада». (Разве что остро не хватает лейтмотива, песенки — из тех, которые кочуют по углам Арбата под звон монет в жестянке и двадцать лет спустя…)
       
       «Фандорин» — добротен, добродетелен и динамичен. Пусть преобладают достоинства на букву «д»: это действительно детский детектив.
       Лукавая зрелищность спектакля сохранила дух просветительской эквилибристики Акунина. Москва 1876 года чуть-чуть лубочна, как на старых лукутинских табакерках. В ней светятся окна трактира «КРЫМЪ. Цыгане. Буфетъ», сочно понтируют отчаянные гусары вроде графа Зурова (Илья Исаев), румяные и седобородые начальники сыскных отделений посмеиваются над корсетами «Лорд Байрон» и новомодным ремингтонированием служебной документации (Сергей Серов очень хорош в роли опытного сыщика Грушина), блестят золоченые пики на решетках Александровского сада, сияют стекла и ореховые, с ампирными полукружиями поверху переплеты тяжелых дверей на Моховой. И бородатый швейцар значительно говорит бледному юноше (и потенциальному зрителю, 12—15 — летнему «гражданину Арбата» и всех иных околотков):
       — А вот подадите прошение господину ректору! И станете — студент Московского Императорского университета…
       И — ах! Точно ты сам никогда не ходил по шлакобетонной Хитровке 1-го гуманитарного корпуса МГУ, точно не тебя просили на экзамене на IV курсе перечислить все пьесы Чехова и — достаточно, точно не ты забыл назвать «Чайку», но профессор Московского, не Императорского… этого не заметил.
       Человек, не уважающий место, где поселила его судьба, не уважает сам себя, разрушает сам себя изнутри. Более того — дополнительно разрушает неуважением это самое место. «Занимательная Отчизна» Акунина — исподволь, играючи лечит юношество новых времен от этого хронического русского авитаминоза.
       РАМТ с удовольствием включился в эту игру. В ней — прелесть спектакля.
        Стремителен, подтянут, породист и адекватен своей роли Евгений Редько — честолюбивый статский советник Бриллинг, Азазель высокого градуса. Петр Красилов играет «своего» Фандорина скорее как современного юношу (азартного, свежего, по-детски порядочного и по-детски упорного в стремлении бороться и искать, найти и не сдаваться). Но за акунинским ХIX веком все время сквозит сослагательный, «желательный» XXI: пишем — «ремингтон», читаем — «ноутбук». Та поучительная легкость, с которой герои спектакля переходят с русского на английский и немецкий, та ошеломительная скорость, с которой юный Фандорин перемещается — по делу, срочно — из Москвы в Лондон, принадлежат и будущему зрителей РАМТа (надо надеяться!), и хорошо забытому прошлому…
       И этот процесс приватизации прошлого будущим — благо для обоих времен.
       Эраст Петрович в репертуаре Центрального Детского театра г. Москвы (когда-то РАМТ так и звался) — воистину человек на своем месте. Он еще займет свой том в некоей будущей «Библиотеке приключений» — полезной, как томатный сок.
        Глотая тома этой «Библиотеки», нормальный российский ребенок среднего школьного возраста будет по-прежнему печалиться, что невозможно сказать: «Мы — одной крови» д'Артаньяну и Дику Сэнду. Но зато его утешит и обяжет расти над собой честь быть соотечественником доблестного Эраста Фандорина.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera