Сюжеты

СТРАСТНЫЕ ПЕССИМИСТЫ, НЕ ДОВЕРЯЮЩИЕ МАКЛЕРАМ

Этот материал вышел в № 36 от 23 Мая 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Издательский дом «Ридерз Дайджест» не поленился и опросил уйму народа в 18 странах: каким профессиям, социальным институтам, товарам он симпатизирует, а какие не ставит ни в грош. В российской таблице результатов особых сенсаций нет, но...


       
       Издательский дом «Ридерз Дайджест» не поленился и опросил уйму народа в 18 странах: каким профессиям, социальным институтам, товарам он симпатизирует, а какие не ставит ни в грош. В российской таблице результатов особых сенсаций нет, но некоторые фрагменты могут если не удивить, так развлечь.
       Цифры, как и все в нашем Отечестве, обладают философским, художественным и даже, не побоюсь этого слова, экзистенциальным подтекстом. Если швейцарцы почти поголовно не доверяют агентам по недвижимости, а голландцы и англичане столь же активно сомневаются в честности торговцев автомобилями, в их случае это и означает, что жулья среди швейцарских риелторов больше, чем среди торговцев автомобилями, а в Англии и Голландии — наоборот. Как слышится, так и пишется.
       У нас в лидерах оказались и те и другие, но смешно предположить, что представителям иных коммерческих структур и сервиса россияне отдаются с легкой душой, а те обслуживают их с чистой совестью. Например, весы на московских рынках стоят исключительно ребром к покупателю, вдобавок чаша придавлена килограммовой гирей, снять которую после настойчивой просьбы, возможно, и снимут, но дешевле, ежели такая нервная, катать тележку по «Седьмому континенту» или растить огурцы, как мечтал Венедикт Ерофеев, на балконе.
       Между тем в списках профессиональных обманщиков рыночные иллюзионисты не значатся. Или коммунальные службы, о чьих махинациях на трезвую голову и вспоминать не хочется. И так — куда ни плюнь. Почему же припечатали именно маклеров? Во-первых, всех перечислять замучаешься. Во-вторых, квартира, машина – это серьезно, расстраиваться же по мелочам никакого здоровья не хватит.
       По некоторым пунктам мы с европейцами совпали, по некоторым разошлись. Например, голландцы дружно охаяли свой общественный транспорт. Не знаю, чем он им не угодил, кто там ездит на автобусах-трамваях и зачем вообще они нужны в этой кукольной стране, но отныне мысль о мерзнущих по остановкам амстердамцах будет греть меня долгими зимними вечерами на родных безнадежных дорогах.
       Англичане доверяют медсестрам. У нас медсестрам не доверяют, у нас на них женятся. Вернее, раньше женились партработники, утомленные ответственностью и кризисом среднего возраста.
       В глубокую задумчивость погрузили меня ответы россиян на просьбу оценить себя по типу личности и поделиться взглядами на жизнь. Семьдесят процентов опрошенных соотечественников и соотечественниц определяющим качеством, под чью дудку они, надо понимать, и пляшут, назначили – ой, держите меня! – страстность. Уж не знаю, что в таком случае воображают о себе латинос и прочие жгучие брюнеты с их ламбадами, корридами и вендеттами? Одно из двух — либо мой круг общения страшно далек от электората «Ридерз Дайджест», либо респонденты толкуют «страстность» не по живому великорусскому словарю мексиканских сериалов, а по Далю — как «сознательно принятые на себя тяготы, мученичество». Тогда вопросов нет. Тогда точное количество страстных натур на квадратный километр государства российского будет известно по завершении переписи населения. Третий вариант объяснений связан с кривым эффектом внутренних зеркал. Я и сама его испытываю на себе каждый день, когда сталкиваюсь без предупреждения со своим отражением в уличной витрине и даже не здороваюсь с незнакомой женщиной в стекле, с которой меня ничего не связывает, кроме одежды, да и та сидит на ней из рук вон плохо. Значит, несостыковка носит массовый характер, и это отчасти утешает.
       А еще россияне, согласно опросу, уверены в своей общительности, мобильности и счастливой звезде: у большинства на том этапе, на котором их застали любознательные сотрудники «Ридерз Дайджест», жизнь удалась. При этом они же позиционируют себя как пессимистов. Никакой логической неувязки здесь нет. Это наверху роятся неизлечимые оптимисты, которые хотят, как лучше, а получается, как всегда. Простой же люд заранее не ждет ничего хорошего, а когда вдруг что-то получается, очень удивляется и радуется.
       Чему я никак не могу поверить – трепетному отношению к браку. В нем готовы искать утешения и защиты чуть ли не 90 процентов аудитории. Интересно, анкеты рассылались именные или анонимные? Забавный факт: в 17 из 18 стран семья занимает первую строчку шкалы ценностей, и только горячие финские парни отдали предпочтение радио. Вот они, драматические последствия «сухого» закона! Видела я финнов в питерских барах. Они должны любить радио уже за то, что в отличие от жены его можно безнаказанно вырубить.
       Кстати, о СМИ. Свары на голубом экране не отвратили наших людей от телевидения, и за него проголосовали интенсивнее, чем за газеты. Нам достался один-единственный процент любви. Зато настоящей.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera