Сюжеты

ВЕСНА АРХИТЕКТУРЫ И ЭКСПРЕССЫ ПОД ЛА-МАНШЕМ

Этот материал вышел в № 36 от 23 Мая 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Филипп Старк вездесущ. Мы сидим на его стульях перед его телевизорами «Пивоваренные заводы Asahi всегда интересовались исследованием нового, и меня выручает то, что я создал вполне символическое здание. Оно стоит на люминесцентной...


Филипп Старк вездесущ. Мы сидим на его стульях перед его телевизорами
       


       «Пивоваренные заводы Asahi всегда интересовались исследованием нового, и меня выручает то, что я создал вполне символическое здание. Оно стоит на люминесцентной стеклянной платформе, что символизирует, если я помню правильно, энергию, которая, в свою очередь, символизирует тайну. Черная стена базальта и пламя отобразили в символической форме страсть, т. е. более или менее то, что я хотел выразить относительно пивоваренных заводов Asahi, заказавших проект этого здания».
                                                                             Филипп СТАРК
       
       Нынешний май стал настоящим месяцем зодчества: выставка соискателей Госпремии, бурная деятельность Музея архитектуры (на этой неделе здесь открывается «Подземный рай пролетариата» — фотовыставка о советском метро). На Крымском Валу Третьяковка готовит «Набережные» «бумажного архитектора» Михаила Филиппова...
       Два дня назад завершилась ярмарка «Арх Москва».
       Не могу не отметить: нынешний архитектурный смотр стал разительным контрастом не только вялой и необязательной выставке «Мастерская Арт Москва», но и состоявшейся перед ней ярмарке современного российского искусства. Несопоставима востребованность труда архитекторов и уныло-амбициозного творчества трех десятков «продвинутых» художников. И деньги у зодчих и дизайнеров крутятся совсем иные. Даже стенды, признанные на «Арт Москве» стильными, выглядели бы убого рядом с обилием пластика, кожи или гобеленов, что составляли начинку самых скромных отсеков архитектурно-интерьерного форума.
       По актуальности 7-я ежегодная «Арх Москва» могла конкурировать только с какой-нибудь «Недвижимостью» или «Стоматологией». Удобно: в одном месте ответы на все вопросы. Москвичи безошибочно прокладывали маршруты между стендами дизайн-студий и архитектурных бюро, чтобы добраться до зала акции «Жилье». Здесь можно было бесплатно получить консультации специалистов по строительству загородных домов, а также дизайну и перепланировке квартир.
       «Арх Москву» сопровождали два десятка некоммерческих экспозиций. Три из них посвящены столетию Ивана Леонидова — культовой фигуры, еще в 1920-х годах вставшей в один ряд со знаменитыми Ле Корбюзье и Мисом ван дер Роэ. Кроме того, Московский союз архитекторов представил первый этап конкурса «Золотое сечение-2003», а в зале по соседству расположился «Арх Каталог» — 37 отобранных экспертным советом лучших российских архитекторов.
       Из заезжих знаменитостей главной фигурой вернисажа стал англичанин Питер Кук, чья архитектурная компания давно занимается строительством в разных странах. Сам маэстро возглавляет Бартлетскую школу архитектуры. Еще одна звезда — создатель всемирно известного бренда Джулио Капеллини, посвятивший свой семинар проблемам современного дизайна. И наконец, нас навестил Филипп Старк — всемирно известный французский архитектор и дизайнер.
       Шумиха вокруг его визита напоминала рекламные кампании вышедших в тираж европейских рок-звезд: сообщалось, что мэтр отказывается показать свою выставку в ЦДХ из-за чужой рекламы на фасаде, что его интервью стоит баснословных денег, что на пресс-конференцию проникнуть будет невозможно...
       В итоге все разрешилось. Парижский дизайнер, озабоченный в последнее время тем, в какой цвет перекрасить красные и желтые вагоны курсирующих под Ла-Маншем экспрессов Eurostar, при полном аншлаге провел мастер-класс в стенах «Арх Москвы», а в Московском центре искусств открылась выставка Vanity Case by Starck.
       Больше всего экспозиция напоминает огромный читальный зал в сумерках. Верхний свет приглушен, и от входа видны только силуэты людей, согнувшихся над высокими столами с лампами направленного освещения. На 72 столах — знаменитые «чемоданчики Филиппа Старка» с откинутыми крышками. Внутри — бережно уложенные модели архитектурных объектов и мебели, автомобилей и мотоциклов, одежды и соковыжималок, стульев и домов... Кураторы выставки утверждают: предметы, созданные по идеям Старка, встречаются нам ежечасно. Мы чистим зубы его щетками, сидим на его стульях, едим его вилками и режем его ножами, воспринимаем информацию через его телевизоры и радиоприемники.
       Выпускник Парижской школы дизайна, в 1970-е Старк заявил о себе созданием надувного дома. Затем была работа у Кардена, оформление модных парижских клубов и частных апартаментов президента Франсуа Миттерана. Последовали заказы перестроить старинные отели в Нью-Йорке, разработать интерьеры ночных баров для Токио, спроектировать офисные здания в Мадриде... Но жилище человека не менее важно для художника, который всегда стремился превращать предметы повседневного быта в образцы искусства. Его творческие девизы — футуризм и история, гармония и экономия.
       Каждый экспонат сопровожден авторским комментарием художника. После Москвы выставка Старка направится в питерский Русский музей.
       
       Выставка в Московском центре искусств (ул. Неглинная, 14) открыта до 2 июня.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera