Сюжеты

«КАРМЕН-СЮИТА» С ПОЛОВЕЦКИМИ ПЛЯСКАМИ

Этот материал вышел в № 37 от 27 Мая 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Нотр-Дам де Москва На премьере мюзикла «Нотр-Дам» в театре «Московская оперетта» билеты у нас проверили трижды: сначала оцепление на Большой Дмитровке, затем билетерша на входе и, наконец, охранник с двуглавым гербом в петлице — в партере....


Нотр-Дам де Москва
       
       На премьере мюзикла «Нотр-Дам» в театре «Московская оперетта» билеты у нас проверили трижды: сначала оцепление на Большой Дмитровке, затем билетерша на входе и, наконец, охранник с двуглавым гербом в петлице — в партере. Поскольку зал уже был переполнен узнаваемыми и полуузнаваемыми лицами, в воздухе повис вопрос: кого еще ждут? Мое предположение о том, что так могут встречать либо лично Виктора Гюго, либо того единственного рядового зрителя, которому удастся прорваться на премьеру, опровергло появление г-на Касьянова с супругой...
       Так что обширную официальную делегацию зрителей первого явления «Нотр-Дама» Москве возглавили лично наш премьер и французский посол. И это неслучайно, чему подтверждением и последовавшее обсуждение премьеры в Москве европейского мюзикла, более всего напоминающее дискуссию вокруг нашего неизбежного, но мучительного вхождения в Европейский союз.
       Те, кто видел парижский оригинал, ощутили эффект дежавю почти в клинической форме, ибо московский «Нотр-Дам» — это его точная, абсолютно идентичная русскоговорящая копия. Точнее — русскопоющий и русскотанцующий клон франко-канадского хита, который англичанам удалось адекватно воспроизвести в России. И поскольку именно таковы жесткие и однозначные международные «мюзикльные» законы, ничего не остается, кроме как испытать чувство удовлетворения, что мы не нарушили конвенцию и оказались на уровне мировых стандартов.
       В конце концов, когда заморский йогурт начинают производить где-нибудь в Тетюшах без ущерба для качества да еще с родимой кириллицей на крышке, — это ведь хорошо. А когда наши самолеты не пускают в Европу, потому что они слишком шумят, а машины — потому что они слишком дымят, — это ведь стыдно, хотя и справедливо.
       Жаль, конечно, что хор и оркестр звучат у нас не живьем, а под фонограмму («фанера» в московском клоне — требование держателей бренда). Но ведь и в НАТО нам пока что стул вроде бы и предоставляют, но какой-то не такой, как у всех, не то приставной, не то откидной, да и в Европарламенте время от времени нашу делегацию лишают права голоса — ну прямо как хор и оркестр в «Нотр-Даме».
       Жаль, конечно, что автор русского текста Юлий Ким, замечательный, уникальный наш Ким, в предложенном контексте всего лишь качественно выполнивший свою работу профессионал плюс, разумеется, необходимый для раскрутки «культовый» автор, и даже его былое славное диссидентство — всего лишь лыко в глянцевую строку роскошно изданного буклета.
       Что ж, не подковал нынче наш Левша ихнюю аглицкую блоху... Хотя, если вдуматься: а на кой хрен ее было подковывать? Может, самое время было тогда в Туле поставить на конвейер производство блох-хай-тек? Ведь, как известно, артелью Левши подкованная, блоха только хуже танцевать стала...
       Кстати, о танцах. Танцуют в «Нотр-Даме» вполне раскованно и просто классно. И брейк-данс с хип-хопом не хилы, и акробаты виртуозны. Да и вообще нынешние наши мюзиклы — и «Метро», и «Норд-Ост», и вот теперь «Нотр-Дам» — несомненно профессиональны. И этим уже хороши, потому как за их стремительным выходом на столичные подмостки, за их оглушительным успехом проглядывает грядущая смерть чудовищной нашей доморощенной попсы.
       Оказывается, и на московской сцене можно петь и плясать так, что это не убого и не стыдно. Вот она, черная метка не только для «целуй меня уже, девятнадцать мне везде», но и для, казалось, неизбежных бессмысленных и беспощадных всяческих «песен года» и прочих рождественских встреч...
       В отличие от «Норд-Оста», по всем мировым правилам науки шоу-бизнеса представленного и поставленного и все же обаятельно и щемяще «нашенского», московский «Нотр-Дам» — продукт принципиально космополитичный, о котором первым делом сообщается, что он уже вошел в Книгу рекордов Гиннесса (кажется, по посещаемости, впрочем, не все ли равно, главное — вошел), что сингл с действительно красивой мелодией «Belle» побил мировые рекорды продаж.
       Но Москва — не только седьмая столица, где поставили это красивое шоу, то бишь в некотором смысле седьмой Париж, но и Третий Рим. Здесь любой клон неизбежно обретает свою родословную вместе с родимыми пятнами в самых неожиданных местах.
       Вот почему для меня рвущиеся на сцене в клочья страсти с роскошными именами Эсмеральда и Квазимодо на фоне экспрессивной массовки, состоящей из бомжей и старофранцузских омоновцев, — это, конечно же, гремучая смесь «Кармен-сюиты» с половецкими плясками, вот почему, когда персонаж с еще одним экзотическим именем Гренгуар — во вступительной и заключительной арии многозначительно и грозно сообщает, что «пришла пора соборов кафедральных», в московском зале неизбежно возникает нездоровое оживление...
       Тем паче, что и бомжей у стен нашего свежеотстроенного собора никак не меньше, чем в самых что ни на есть массовых сценах «Нотр-Дама», и их точно так же высылают из города ввиду неподходящей национальной принадлежности, ввиду отсутствия все тех же, хотя и иначе сегодня именуемых «бумаг», и потому время от времени все происходящее на сцене Театра оперетты являет собой крепко зарифмованную и звучно спетую хронику со страниц «Новой газеты»...
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera