Сюжеты

ПИВО И БЕНЗИН

Этот материал вышел в № 38 от 30 Мая 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

В ближайшее время снова вырастут цены… На сей раз – на все В начале года российские граждане испытали серьезный удар по своему карману – скачок цен на лекарства, книги, газеты, бензин, спиртное, сигареты, электричество, проезд по железной...


В ближайшее время снова вырастут цены… На сей раз – на все
       
       В начале года российские граждане испытали серьезный удар по своему карману – скачок цен на лекарства, книги, газеты, бензин, спиртное, сигареты, электричество, проезд по железной дороге.
       Однако народных бунтов не последовало – и правительство вместе с поддерживающим его думским большинством решило продолжить эксперимент на «ценоустойчивость» подведомственного населения. В парламент из Белого дома внесены и имеют все шансы быть принятыми законопроекты, обещающие новый скачок цен.
       
       В последние десять лет с извечной отечественной бедой – плохими дорогами – боролись, собирая нужные средства в так называемых дорожных фондах. В каждом регионе в территориальный дорожный фонд стекались поступления от специально установленных для этой цели налогов (наиболее существенным из них был налог на пользователей автомобильными дорогами), и потратить эти деньги можно было только на «дорожные» цели. Худо-бедно, но таким путем дороги все же строились и ремонтировались.
       Но вот в позапрошлом году дорожные фонды были признаны вредными и подлежащими упразднению. Возможно, потому, что к тому времени уже начали строить «вертикаль» — как политическую, так и экономическую. И федеральный Центр, тянущий российские финансы «наверх», очень хотел наложить на недоступные для него «дорожные» деньги мозолистую от перетягивания руку. Деньги, между тем, немалые – почти 10% от федерального бюджета, более 200 миллиардов рублей в пересчете на 2002 год.
       Желание осуществилось быстро – нынешний парламент мало в чем осмеливается перечить нынешнему президенту.
       С начала 2001 года налог на пользователей автомобильных дорог, взимаемый с выручки, был снижен с прежних 2,5% до 1%, а с начала 2003 года этот налог предполагается отменить полностью. Одновременно с этим упраздняются и дорожные фонды. Но тот, кто думает, что таким путем правительство решало задачу снижения налогового бремени, жестоко ошибается. Таким путем правительство решало совсем другую задачу, причем решало оно ее в два хода. Вторым ходом стало внесение правительством в Государственную Думу законопроектов об увеличении других налогов, которые при этом должны поступать большей частью в федеральный бюджет. И одновременно существенно «облегчить» наши кошельки.
       Правительство предлагает, во-первых, увеличить транспортный налог, взимаемый в зависимости от мощности двигателя автомобиля.
       Во-вторых, увеличить земельный налог и арендную плату за землю.
       В-третьих, что самое главное, увеличить акцизы.
       Акцизом, как известно, именуется налог, включаемый непосредственно в цену товара. Следовательно, рост акцизов немедленно отражается на цене. Что нам предлагают?
       Во-первых, правительство хочет увеличить на 25% акцизы на пиво. Сейчас акциз для наиболее распространенных марок любимого народом напитка составляет 1,12 рубля на литр – рост цен оказывается в пределах 20 копеек за бутылку. Впрочем, что-то еще добавят продавцы, как это всегда бывает: рост цен никогда не совпадает с ростом налогов, которым он вызван.
       Во-вторых, в два раза предлагается увеличить акцизы на табачную продукцию. Правда, по расчетам члена бюджетного комитета Госдумы Алексея Мельникова, это не приведет к серьезному росту цен: пачка сигарет вместо 12 рублей будет стоить 13—14 рублей. Зато, считает Мельников, снизится подростковое курение. Между тем сейчас упаковка «Дирола» стоит дороже пачки «Беломора»…
       В-третьих, предлагается увеличить на 70% акцизы на бензин. И это – самое серьезное из того, что задумало правительство.
       Действующий акциз на бензин наиболее распространенных типов (АИ-92 и АИ-95) таков, что его увеличение на 70% ведет к росту цен почти на полтора рубля за литр бензина, на 15—20% — в относительных единицах. Новые цены автомобилисты могут рассчитать сами. А если учесть, что продавцы бензина и без роста акцизов обещают нам 10-процентный рост цен, ссылаясь на то, что увеличены отпускные цены производителей (а те, в свою очередь, говорят, что нефтепродукты выгоднее продавать за рубеж, и потому увеличивают цены), перспективы становятся грустными.
       Дело не только в новых затратах, грозящих десяткам миллионов владельцев личных автомашин, хотя это для них весьма и весьма существенно. Дело в том, что рост цен на бензин – едва ли не ключевой фактор инфляции, поскольку «бензиновая» составляющая входит в цену практически всех товаров и услуг. Начиная с хлеба, который, как известно, надо не только испечь, но и довезти до магазина. И при 25-процентном росте цен на бензин (а это самая оптимистическая оценка ближайших перспектив в случае принятия правительственных планов) нас ожидают рост цен на все товары и услуги и дополнительная инфляция 5—6% в год. Опять же это самая оптимистическая оценка.
       Ну а дальше испытанная цепочка причин и следствий проста. Рост цен на бензин – инфляция – необходимость увеличения государственных расходов на содержание бюджетных учреждений и организаций, оплату их коммунальных услуг, содержание армии, МВД и МЧС, и так далее – нехватка средств на эти цели – утверждения правительства о том, что нет иного выхода, как ввести новые налоги или увеличить старые…
       Реализуются ли эти планы?
       Будь у нас нормальный парламент (или хотя бы такой, как в 1990—1999 годах, то есть не управляемый исполнительной властью), можно было бы не сомневаться в результате рассмотрения правительственных новаций. Но всем известно, где у «банды четырех» (ласковое прозвище четырех так называемых «центристских» фракций Думы) находится пульт для коллективного единодушного голосования. Прикажут из Кремля – проголосуют как миленькие. И есть еще СПС, где искренне любят правительство (по крайней мере, его экономический блок). А «ЯБЛОКО», коммунисты и аграрии в сегодняшнем парламенте погоды не делают.
       Остается еще, конечно, слабая надежда на народ. Но очень слабая.
       Помнится, в 1991 году премьер-министр СССР Валентин Павлов решил повысить цены (по сравнению с тем, что через год устроил Егор Гайдар, – на чуть-чуть). И возмущенный народ немедля вышел на улицы с плакатами: «На твой карман направил ножик мешок, подстриженный под ежик!».
       Что-то подсказывает: сегодня такого не повторится.
       Как сказано в известном фильме: «Дети привыкли».
       
       P.S. 24 мая Госдума приняла в первом чтении правительственные законопроекты, в которые в последний момент были внесены три изменения. Во-первых, региональные бюджеты получат за счет федерального бюджета «лишние» 4% поступлений от налога на прибыль. Во-вторых, будет введен региональный транспортный налог, что резко увеличит затраты всех владельцев автомобилей. В-третьих, ставки акцизов на нефтепродукты возрастут не на 70%, а на 45% (что означает в перспективе рост цен на бензин не на 25—30%, а на 20—25%; прямо скажем – слабое утешение).
       Как и предполагал автор, против правительственных предложений практически единогласно голосовали фракции «ЯБЛОКО», КПРФ и аграрии, но в сумме они набрали только 145 голосов. Голосов «за» набралось 265 — практически единогласно правительство поддержали фракции СПС, ЛДПР, «Единство», ОВР, «Народный депутат» и «Регионы России». Их и надо будет вспоминать тихим добрым словом при посещении магазинов с подросшими ценниками. Страна должна знать своих «героев», дружно голосующих за похудание наших кошельков.

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera