Сюжеты

А ВАЖНЕЙШЕЕ ИЗ ИСКУССТВ ВСЕ-ТАКИ МУЛЬТИК

Этот материал вышел в № 38 от 30 Мая 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Девяносто лет назад, в марте 1912 года, состоялась премьера первого российского анимационного фильма. Или, проще говоря, мультипликационного. Дата юбилейная, сама по себе знаменательная, ибо значение анимации в палитре российской культуры...


       
       Девяносто лет назад, в марте 1912 года, состоялась премьера первого российского анимационного фильма. Или, проще говоря, мультипликационного. Дата юбилейная, сама по себе знаменательная, ибо значение анимации в палитре российской культуры трудно переоценить.
       Если спросить у любого взрослого человека, любит ли он отечественные мультфильмы, 99 из 100 ответов будут положительными. А вот дети, особенно в возрасте до десяти—двенадцати лет, вряд ли будут столь единодушны. Падает популярность российской мультипликации? Нет. Просто новые отечественные мультики почти не показывают ни по телевидению, ни в кино.
       А ведь советская мультипликация, та, процветание которой закончилось уже более десяти лет назад, представляла собой уникальное явление. В период своего наибольшего расцвета, в 60—80-е годы прошлого столетия, она представляла собой настоящий оазис, источник высокохудожественных и высококачественных произведений. Сегодня российские экраны буквально захлестнуло волной дешевых, малохудожественных мультсериалов, приносящих немалый доход производителям и посредникам. И все же современные дети, если выпадает случай, смотрят «Ну, погоди!» с куда большим удовольствием, чем компьютерные новоделки студии Уолта Диснея (Walt Disney).
       В годы существования СССР выпускалось огромное количество интересных массовой публике картин, подкупающих своей творческой непосредственностью. Фильмы пользовались успехом на престижных международных фестивалях и на «ура» шли у нас в массовом прокате. Производство было сконцентрировано практически на одной студии — «Союзмультфильме».
       В отличие от «империи Диснея» — стилистически однообразной индустрии, разрабатывающей одно жанрово-стилевое направление, «Союзмультфильм» — это уникальное разнообразие творческих устремлений. Здесь творили В. Пекарь и А. Петров, В. Котеночкин и А. Хржановский, Б. Дежкин и Ф. Хитрук и многие другие мастера своего дела.
       Развал Советского Союза привел к серьезному кризису в кино, театре, литературе. Перестроечная стихия разметала и анимацию. И у нас многое теперь стало, «как у всех». Вместо качественной зрительской продукции появились сериалы, претендующие на коммерческий успех и не стыдящиеся своего творческого убожества. Практически никто из взрослых и детей не назовет ни одного нового российского анимационного фильма.
       Нет ничего нового. Пока нет. Новые фильмы появляются, но даже самые качественные из них почти всегда рассчитаны не на столь широкую аудиторию. Действительно, «народной» продукции, которая выходила, не стало.
       Исчезла Древняя Греция – остались ее храмы. Среди обломков Римской империи сохранились скульптуры, творения великих мастеров. Развалилась советская империя – анимация остается едва ли не лучшей частью ее культурного наследия. И все еще цело, еще живы некоторые из классиков, остался огромный фонд фильмов. 90-летие российской анимации ее создатели, вернее, последние из ее создателей, встречают в забвении, а часто и просто в нищете. Вклад ветеранов, их имена как будто никому не нужны. И пока идет дележ собственности на «Союзмультфильме», находятся энтузиасты, делом всей жизни которых стало сохранить, донести до новых поколений все самое ценное из того, что было создано в анимации тогда, в 60—80-е годы.
       С целью помочь и поддержать и морально, и материально выдающихся мастеров анимационного искусства и молодых авторов работают сообща Региональный общественный фонд поддержки и содействия развитию авторской анимации, Фонд Юрия Норштейна и Сбербанк России.
       Хочется верить, что будут продолжены традиции великих мастеров-аниматоров и переданы тем, кто придет на смену ветеранам, тем, кто, сохранив уникальность российской анимации, будет развивать традиции дальше, уклонившись от соблазна следовать западным стандартам, и искать прежде всего коммерческий успех. Идут же дети по всей России в кружки и творческие студии, где они сами могут делать мультфильмы. И делают. И на международные фестивали эти фильмы попадают, и награды получают.
       Остается надеяться, что наступит в России пусть не эпоха Возрождения, но хотя бы более светлая полоса в жизни. Мы сможем не только «поддерживать отечественного товаропроизводителя», но и радовать себя и своих детей отечественными мультфильмами. Не только знакомыми нам с детства, но и новыми. Не менее яркими и радостными. Наша анимация, пусть и находящаяся сейчас в состоянии упадка, до сих пор признается знатоками одной из самых лучших в мире.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera