Сюжеты

АННА КАРЕНИНА ВПЕРЕДИ ПАРОВОЗА

Этот материал вышел в № 39 от 03 Июня 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Олег Шишкин «Анна Каренина-2». Постановка Владимира Епифанцева. Русский драматический театр (Таллин) Белый станционный дым пахнет коксом и камфарой, в тумане гремят колеса, лязгает инструмент виноватых стрелочников, скальпель звенит о...


Олег Шишкин «Анна Каренина-2». Постановка Владимира Епифанцева. Русский драматический театр (Таллин)
       

  
       Белый станционный дым пахнет коксом и камфарой, в тумане гремят колеса, лязгает инструмент виноватых стрелочников, скальпель звенит о никель, скрипят тяжкие врата сортировочной станции «Чистилище» и острые спицы инвалидной коляски. Везут, везут: окаянней, чем боярыню Морозову… Анна Аркадьевна выжила в суицидальной катастрофе, но лишилась руки, ноги и глаза. Совершенно беспомощная, она остается на христианнейшем попечении седого сенатора Каренина и друга его — весталки большого света графини Лидии Ивановны.
       И нет для графини Лидии Ивановны большего удовольствия, чем служить страждущему, насильственно кормя изувеченную Анну Аркадьевну манной кашей.
       Вышние силы покарали и ротмистра Вронского: на Балканах под турецким обстрелом он контужен вплоть до полного беспамятства и паралича. Встреча двух несчастных, объятие под скрип двух инвалидных колясок, падение парализованного Вронского, напряжение всех сил Анны (ей удается поднять его и усадить снова!) — лучшая сцена спектакля. Юродивая «черная пародия» и сострадание смешаны в очень точной пропорции. И пуант в этой сцене поставлен Олегом Шишкиным недурной, почти точка пули. Из соседней комнаты являются Каренин и графиня Вронская, тоскующая в опустелом доме у ложа сына:
       — Ах, Алексей Александрович, как же я была рада повидать вас! — искренне, с благодарностью восклицает старая дама.
       — Гм… — роняет в ответ Каренин, — вот и Аннушка немного развлеклась…
       Небо покарает и земского деятеля Левина: в беспамятстве угрюмой страсти он склонит увечную Анну к поцелую, насильно данному. И еще намекнет, что графиня Лидия Ивановна лет пятнадцать назад была старушкой-процентщицей. Но тут буря перевесит вывески над Питером — на Левина упадет телеграфный столб…
       А на благодушного Стиву, склоняющего к любви танцовщиц и выпадающего в подштанниках на Императорскую сцену под звуки «Лебединого озера», столб не упадет. Его будет терзать, как гарпия, худая декадентствующая Долли.
       Психологически Левин-насильник и Долли-декадентка немыслимы. Ну... так Олег Шишкин воплотил мечту Ивана Бунина: переписать «Анну Каренину» получше и покороче.
       От «Анны Карениной-2» Олега Шишкина в постановке Владимира Епифанцева, известного перформансами на заброшенной замоскворецкой фабрике и уж-жасно кровавым «Макбетом» в ЦиМе, ждали тотальной, убойной пародии. Пляски на костях ушедшей культуры, коды которой расшифровке уже не подлежат. Возможно, пляски с драйвом. Тогда спектакль можно было бы приговорить к жанру «трагисаркастического реквиема», к примеру.
       Увидели что-то в духе уважительно-наивного, очень далекого от оригинала школьного сочинения о вечных ценностях: «Мне очень нравится героиня романа «Война и мир» — особенно, когда она танцует на балу со Штирлицем».
       Видимо, время тотальной пародии уже прошло. Но и коды адекватного диалога с сенатором Карениным и земским деятелем Левиным еще не найдены. Потому как «насмешка горькая обманутого сына» всегда звенит интонацией, унаследованной от промотавшегося отца. Вот этого генетического родства тембров нет в спектакле.
       Многозначительные разговоры о железных дорогах, изменяющих быт, мораль и судьбу России, проходят через весь сиквел. И являются, собственно, дайджестом тех же разговоров в романе.
       В финале пьесы многотерпеливый сенатор Каренин везет увечную супругу припасть к народным корням — в балаган, на сеанс нового французского аттракциона, именуемого cinema. В синема, натурально, показывают «Прибытие поезда»: силуэт дамы с высоко вскинутыми руками, красной бархатной сумочкой-мешком на запястье дрожит на фоне изобретения братьев Люмьер, на фоне хроники Первой мировой и Гражданской, на фоне черно-белых руин и эшелонов, танковых парадов на Красной площади — и пр. и др.
       Со скрежетом захлопывается листовая сталь декорационного задника — железные ворота двух столетий. Герои невнятно говорят о виртуальной реальности, которая вытеснит, бросит под колеса, раздавит реальную жизнь.
       …Нет, с этой попытки не получилось. Анну Аркадьевну Каренину изрядно изувечили. Но она жива, судя по всему.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera