Сюжеты

ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ: «РАЗВЛЕКАЯ — ПОГИБАИ!»

Этот материал вышел в № 40 от 06 Июня 2002 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Роберт де Ниро и Эдди Мерфи в полицейском «застеколье» Телевидение впитывается в поры людей, гипнотически воздействуя на их поведение, «группу крови», взаимоотношения. Присутствие камеры меняет ход событий, в том числе и ход следствия....


Роберт де Ниро и Эдди Мерфи в полицейском «застеколье»
       


       Телевидение впитывается в поры людей, гипнотически воздействуя на их поведение, «группу крови», взаимоотношения. Присутствие камеры меняет ход событий, в том числе и ход следствия. Следить за этим чрезвычайно любопытно.
       Бум реал-шоу в нашей стране был похож на мгновенную тропическую лихорадку. Казалось, у зрителей, приклеившихся к телеэкрану, поднялась рейтинговая температура. «Болезнь» минула, но вряд ли безвозвратно и бесследно. Хотя будущим «застекольщикам» уже не грозит повторить бешеный успех новобранцев.
       А закордонные кинематографисты, подбодренные беспрецедентной популярностью таких телешоу, как «Полицейские», «Последний герой», «Большой брат», сочиняют собственное «застеколье» — про тех шоу-дельцов, что сочиняют телевизионные реал-шоу.
       «Другая», синтетическая реальность в «Шоу Трумэна», «Плезантвиле» подменяет саму жизнь (неважно, реальную жизнь одного человека или целого города). Демонстрируется миллионам телезрителей. Потом переживается и «проживается» уже ими, зрителями. Вот самая жареная ныне тема, «целина» для социальных и художественных экспериментов.
       Теперь: «Дамы и господа, новое предложение, от которого невозможно отказаться». Криминальное телешоу: опасная работа копов-детективов, проведение спецоперации и захват бандитов в режиме он-лайн.
       «Шоу начинается» Тома Дея (он снял близкий по жанру хит «Шанхайский полдень») — смелый мичуринский синтез полицейской комедии (почти фарса) с модной в последнее время темой подмены жизни видеореальностью. Чистая развлекаловка, но густо перченая.
       Двое полицейских, опытный мрачный детектив Митч (конечно, это харизматичный Роберт де Ниро), и вожделеющий популярности патрульный офицер Трей (Эдди Мэрфи), в курсе того, что безотрывно снимается каждый их шаг. Бесстыжей видеотехникой напичкана патрульная машина, каждое их слово и движение фиксирует телеглаз, нагло подмигивающий из пуговицы, детской игрушки, домашней утвари.
       Реакция новоявленных шоуменов на включенную красную лампочку камеры хоть и строго полярна, но в равной степени идиотична. Несостоявшийся актер Трей Мерфи все время хлопочет лицом, вскидывает к волосам брови, жеманничает, периодически рыдает взахлеб и проникновенно произносит штампы знаменитых боевиков. Он из кожи лезет, чтобы выглядеть неустрашимым и неукротимым копом: мастерски прыгает на бамперы машин (когда этого не требуется), разоружает грабителя (тот оказывается подставной уткой) и все время бессмысленно, но широко улыбается (видимо, так положено звезде).
       Митч, напротив, яростно ненавит все показушное в переносном и прямом слове, сметает на своем суровом профессиональном пути назойливых репортеров, на «крупняках» строит мерзкие рожи, расстреливает бесцеремонную камеру, хамит в ответ на откровенные ухаживания красавицы, телевизионного продюсера Чейзы Рензи (Рене Руссо).
       Не мудрствуя лукаво американцы вновь готовят традиционный, как яблочный пирог, видео-фаст-фуд, не меняя вечных ингредиентов — персонажей. В центре фильма – стандартная парочка полицейских. Мы видели их в «48 часов», «Смертельном оружии», «Диком, диком Весте», «Денежном поезде», «Тренировочном дне». Плюс обычный политкорректный расклад: белый и чернокожий, точнее сказать, «белый» и «рыжий» клоуны. Но право, истинные звезды и на небосклоне комедийного боевика остаются звездами. Де Ниро и Мерфи не совершают здесь никаких открытий. Не преодолевают. Наоборот, во многом повторяют самих себя. И зритель легко узнает в их персонажах целый шлейф блестящих предыдущих характеров: скрытый «бычий» темперамент поднебесного Роберта и «чокнутые» фирменные примочки вечного комика Мерфи.
       Но в сюжетном контексте, когда реал-шоу на глазах превращает полицейских храбрецов в дуэт звезд, кумиров нации, этот шлейф даже украшает их.
       Сами же телевизионщики изображены в фильме вполне реалистично. Они маниакально озабочены рейтингом, тем, как выглядит «картинка». Ради «картинки» они готовы забыть о смертельной опасности. Не только для своих подопечных полицейских, но и для самих себя. Смерть не страшна, к ней телеэкран уже привык. А вот гардероб Трея или декорирование полицейского участка — это действительно серьезная проблема!
       В самый драматичный момент голос продюсера может неожиданно отдать команду зависшему над пропастью смерти копу: «посмотри налево», «говори громче», «покажи пистолет».
       Телевидение впитывается в поры людей, гипнотически воздействуя на их поведение, «группу крови», взаимоотношения. Присутствие камеры меняет ход событий, в том числе и ход следствия. Следить за этим чрезвычайно любопытно.
       Двое полицейских — в популярном шумном клубе. Найти здесь хитроумного мафиози, торговца оружием Варгаса (в его роли обладатель «Оскара», продюсер и телережиссер Педро Дамиан) — все равно что иголку в стоге сена. Но что если прямо с демонстрационного диджейского экрана торжественно и весело объявить его имя?
       В зале мгновенно воцарится тишина, и все оглянутся... куда? Да именно к столику самого Варгаса, выходящего из криминальной тени прямо под софиты популярности. На огромной ярмарке оружия в центре зала — на телеэкране крупные планы разыскиваемых наркодельцов. Как тут укрыться, спрятаться в толпе?
       Вот срочно надо расколоть «шестерку», чтобы назвал имена своих «крестных отцов». Допрос? Старомодная чепуха. Интервью — совсем другое дело, модный телеперсонаж перед камерой кого хочешь расколет. Мы это видели.
       Сегодня «героем дня» становится тот, кто рассказывает о своем героизме с телеэкрана. И мужественный подвиг его всегда по праву разделит телеведущий.
       В финале американцы и вовсе походят на наших «братков»- кинематографистов. Только-только про то, что по-английски «снимать» и «стрелять» — одно и то же, сочинил свою «Войну» Алексей Балабанов, а тут и в Голливуде до того же додумались.
       Злобный Варгас захватил в заложницы насмерть «зараженную» телевидением продюсершу. И держит ее в плену. Как и положено в боевике, на последнем этаже многоэтажного бизнес-центра. Как его разоружить? Да очень просто. Хочешь, парень, сняться в кино? Рассказать сразу миллионам про свои проблемы, требования, про то, кто ты и чего хочешь? Смотри в глазок камеры — сейчас загорится красный огонек и вылетит птичка. Огонек загорается, из камеры впечатляюще летят пули. С крыши небоскреба водопадом обрушивается бассейн и смывает опасного преступника в небытие.
       Вот оно, настоящее реал-ТВ, обреченное стать хитом с подходящим к моменту слоганом: «Развлекая — погибай!».
       
       P.S. Премьера фильма состоялась в «Пушкинском». «Шоу» началось еще в холле. На импровизированной сцене снимали новый выпуск новой передачи «про кино». Публике предлагалось в ней поучаствовать, широко улыбаться, аплодировать неизвестно чему. Публика старалась, «работала на камеру», выдвигая из своих рядов новых и новых эрудитов.
       В какой-то момент прямо на сцене неожиданно заварилась потасовка. Нежданно-негаданно эрудиты, достав из-под пиджаков стволы, положили на пол и телеведущего, и еще пару человек из публики. Камера продолжала стрекотать, зрители, переступая через тела «муляжных» трупов, устремлялась в зал. «Шоу начиналось».

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera